Камбоджа (01.2009): отчет

Подготовка к поездке

Началось все с того, что мне захотелось ознаменовать свой 30-й день рождения каким-нибудь значительным действом. Долгое время "рабочим вариантом" было восхождение на Килиманджаро. Сейчас уже не совсем понимаю, что меня остановило и заставило решиться на другой, не менее интересный вариант. Хотя между ними есть одно большое различие: восхождение на Килиманджаро, как я его планировал, должно было бы стать своеобразным испытанием духа, а мототур по Камбодже - это отдых. Пусть активный и, возможно, где-то экстремальный, но отдых... Ну я так думал сначала. Предложила мне этот вариант Марина, с которой в мае 2008 были в Крыму (см. отчет здесь). Для нее это вообще была давняя мечта.

С самого начала началось невезение. В Тайланде начались волнения, а в мире экономический кризис. Доллар подорожал, а это самая ходовая валюта в Камбодже. Билеты не продавались, в итоге пришлось их купить почти в 2 раза дороже. Дату начала заезда организаторы тоже всё никак не могли "зафиксировать". Несколько раз думали менять билеты. То на другой день, то на "не через Тайланд". В итоге выяснилось, что на мотоциклах мы стартуем из Пномпеня (столица Камбоджи) 4-го января. Таким образом, мы остановились на рейсе 1-го января через Пекин в Бангкок, где нам предстояло провести ночь, а утром опять на самолет в Пномпень.

Пора было закупать экипировку. Из моей чопперной использовать можно было разве что перчатки. Марина закупилась основательно, а я ограничился черепахой (JACKET WAVE-V - очень качественная и удобная. Присутствуют как твердые, так и мягкие элементы защиты) и коленями, тоже Dainese. Остальную экипировку (фирмы ноунейм) я решил купить прямо на месте.

Прививок было 3: столбняк-дифтерия, гепатит А, гепатит В. Как нам сказали, это наиболее критичные там заболевания. С гепатитами мы правда протормозили, эти прививки делаются по схемам в 2 и 3 этапа - мы уже естественно не успевали их доделать, так что шанс заразиться оставался, просто болезнь протекала бы легче. На этом решили остановиться, потому что сделать прививки от всех "популярных" в тех краях болезней нереально.

Перелет в Камбоджу

На регистрации в Шереметьево роились толпы китайцев. Еще бы - пекинский рейс. Очень долго простояли в очереди. Но вот мы наконец в зоне вылета. Для меня все это в новинку - на самолете до этого я не летал никогда. Сходили в дьюти-фри, купили в дорожку бутылку "Шеридана", перекусили в кафе, и вот объявили посадку. Самолет огромный, места с двух сторон и посередине салона. Хоть и в эконом-классе, но места нам достались очень неплохие, в первом ряду - можно вытянуть ноги. Очень хотелось посмотреть на взлет в илюминатор, но не судьба, сидели в середине. И вот мой первый в жизни взлет! На мониторах отображается то информация о полете (набор высоты, время, температура и т.д), то вид с камеры, но к сожалению темно, ничего толком не видно. Закладывает уши. Газированная вода ведет себя очень интересно, она как бы состоит из одних пузырьков. Выпили за взлет "Шеридана". И тут я с ужасом осознал, что следующие 7 часов не буду курить! Полет прошел достаточно напряженно. Зверствовали кондиционеры, воздух был очень сухой, поспать никак не получалось. Лететь оставалось уже не долго, когда мне удалось краем глаза понаблюдать удивительное зрелище. в илюминаторе слева зарождался рассвет... на высоте больше 11 км! Это грандиозно. На земле наверное в это время была еще полная темнота.

В 7.30 утра по пекинскому времени (разница с Москвой +5) мы совершили посадку. На улице -10, а мы оставили теплую одежду в Москве. Но оказалось, что зима в тех краях очень сухая, и мороз совершенно не напрягает. На автобусе доехали до здания аэропорта. Тусоваться в нем нам предстояло достаточно долго. На досмотре подлые китайцы отняли у меня две зажигалки (одна из них была моя любимая Zippo!) и остаток "Шеридана". Из трех наций, с которыми мы пересекались за время поездки, китайцы самые противные. Бездушные роботы. Хотя возможно это накладывает отпечаток специфика работы в аэропорте (китайском). Аэропорт, построен специально к Олимпиаде '2009, - громадный, безлюдный, холодный, современный, красивый, чистый. Я начал проникаться мыслью о том, что первый раз в жизни попал в абсолютно другой мир, за тысячи километров от дома. Купить зажигалку во всем аэропорте оказалось нереально, а курилки оборудованы автомобильными электроприкуривателями. Вообще, только в России пока такая анархия с курением в аэропортах. Телефон нашел двух местных операторов, но мой "Мегафон" отказался с ними дружить. Пошли завтракать китайской едой. Вкусно и много. Познакомились с местной валютой - юанем (1$=6 юаней). Потом шлялись по дьюти-фри - интересно, магазины с местным колоритом. Обедать пошли в пиццерию. Обслуживание скверное, пиццу можно заказать только целую. Повеселил китайский "Будвайзер" в граненой жестяной банке. Валяясь на скамейках, ждали своего рейса на Бангкок. Такое впечатление, что китайцы абсолютно не заморачиваются делать объявления. От греха подальше выяснили, что к чему сами, и не зря, потому что переход из одного конца пекинского аэропорта в другой - это целая история.

Самолет был маленький, не то что предыдущий мегалайнер. Я сидел у окна, был день, и я предвкушал наслаждение впечатлениями от взлета и видами земли с высоты пяти птичьих полетов. Взлетели. Глядя в илюминатор, создавалось такое ощущение, как будто смотришь в монитор на карту Google и постепенно увеличиваешь масштаб (а ведь на самом деле, это "на самом деле"!) Правда скоро это закончилось, вошли в облака... и вылетели над ними. Ослепительное солнце, с другой стороны луна, бескрайние белые равнины. В голове вопрос: "Ад или рай?" Мощный недосып взял свое, и мы отрубились, даже не дождавшись ланча. Проснулись на закате. Картина еще более величественная. Сквозь облака пробивались горные вершины (интересно, что это были за горы?), а кое где, если смотреть прямо под самолетом, можно было "прострелить" взглядом до земли на всю высоту. Стемнело. Дело близилось к посадке. Внизу показался океан и Бангкок. Приземлились. Объявили температуру за бортом: +28, и это после -10! Но пока мы этого не ощущали - и в самолете, и в аэропорту, везде неизменно присутствовали так почитаемые народами юго-восточной Азии, уже надоевшие нам до чертиков кондиционеры.

Бангкокский аэропорт сильно отличается от пекинского в первую очередь своей многолюдностью, какой-то курортной суетой. "Мегафон" подцепил одного из местных операторов, удалось связаться с Москвой. Бат - еще одна валюта на нашем пути (1$ = 30 бат). Надо было получать багаж и ехать устраиваться на ночь. И тут вдруг выясняется, что весь багаж с пекинского рейса не прилетел! Извинились, попросили нас связаться и сказать название отеля, чтобы доставить багаж, когда тот прилетит. У выхода из аэропорта нас заарканил какой-то менеджер по расселению и предложил вариант отеля, который как раз нам подойдет на одну ночь. 5 минут езды (на деле оказалось побольше), бесплатная доставка туда и обратно. Пошли на улицу ждать авто. Прошли через двери выхода и... очутились в лете! Мягкое вечернее тепло, чужие пряные запахи. Фантастика. В машине с кожаным салоном и кондиционером поехали в отель. По дороге впервые увидели, как популярен в тех краях мото транспорт, и как "безбашенно" на первый взгляд они ездят. Отель "S.P. Power Lodge" я охарактеризовал как "Общага на МКАДе". Но, несмотря на его некоторую убогость и вид с балкона на автомагистраль, воздух там был чистый, а внутри достаточно опрятно. С помощью администратора договорились, что наш багаж будет ждать нас в аэропорте. Объясняться с тайцами было крайне сложно. Настало самое время засунуть свой правильный английский куда подальше и учить "ЮВА-Инглиш". Пошли ужинать в ресторан. Еда была вполне вкусная, местное пиво тоже ничего. По телевизору шел фильм "Дневной дозор" на русском, с титрами на английском и тайском.

Поспать удалось часа три. Проснулись, в Москве полночь, здесь 4 утра. Влажно, дышать нечем, голова раскалывается (2 пива???) Позавтракали, приехали в аэропорт, нашли свой багаж, снова сдали его, прошли досмотр и регистрацию и стали встречать рассвет в ожидании своего рейса на Пномпень. Было немного жаль, что Тайланд прошел для нас практически незамеченным. Сели в самолет (другой, но тоже маленький, полно свободных мест), взлетели. Перелет был приятный и короткий, ланч вкусный и изобильный. Только успели поесть, как уже пошли на посадку.

Перейти к альбому "Перелет в Камбоджу"

Пномпень. День прилета

В столицу Камбоджи - город Пномпень я и Марина прилетели утром 3 января. Как оказалось, вместе с нами в самолете Бангкок - Пномпень летели еще двое участников заезда из Красноярска. Нас встретил сын Дока Сэма (организатора мероприятия) Степан, вещи погрузили в один тук-тук, нас в другой, и поехали в отель. Вот тут мы впервые столкнулись с поразившими нас реалиями кхмерского дорожного движения.

Мото и авто в Камбодже. Особенности кхмерского дорожного движения

Представьте себе количество и процентное соотношение автомобилей и мотоциклов в Москве летом. Так вот, в Пномпене, да и во всей Камбодже, ситуация диаметрально противоположная! Улицы запружены мото-малолитражками: скутерами всех возможных возрастов и модификаций, мокиками (да, бывают такие, если помните!), легкими одноцилиндровыми дорожниками.

Скутеры и мокики в Камбодже предназначены для перевоза любого количества людей и любых грузов. Семья из 5 человек на одном скутере? - Без проблем! Две свиные туши? - Легко! Один случай добил нас окончательно: мы видели колонну скутеров, перевозящих (спокойно, как говорит Задорнов) мебельные гарнитуры из красного дерева! Не на прицепах, а так... как-то... гарнитур в 3 раза больше этого скутера вместе с кхмером-водителем. Также они широко используются в качестве такси по городу. Но самый популярный вид такси - это тук-тук.

Насколько я знаю, тук-туки распространены во многих странах и отличаются друг от друга. Камбоджийский тук-тук представляет из себя четырехместную повозку с крышей, которая управляется всё теми же, описанными выше транспортными средствами. Однажды я даже видел тук-тук на базе чего-то чопперообразного. Тук-туки очень удобны для перемещения по городу и на не очень большие расстояния за город (если никуда не торопишься).

Автомобилей мало. В противоположность раздолбайской "детской" мототехнике кхмеры очень уважают солидные машины. Это в основном серьезные джипы. Такого количества лексусов нет даже в Москве. А Тойота Камри - это что-то типа народного автомобиля. Растаможка автомобиля в Камбодже - 100%. Поэтому, если у тебя крутая тачка, да еще и с номерами, то ты сам крутой как яйца.

Мотоциклы. Как уже сказал - малолитражки. Дорожники. Спортов нет, не та страна. Эндуро - очень редко, как правило туристы. Чопперы... Видел! Раза три ))) Что-то такое малосильное китайское с закосом под Японию. Один раз правда видел настоящую Драгу, и, если не показалось, мельком Вулкан.

Теперь о дорожном движении. Правил дорожного движения нет. Точнее может они и есть, но им точно никто не следует! Водители ездят только так, как им хочется. Развернуться через две сплошные в любом месте, чесать по встречке 200 метров перед поворотом налево - это всё в порядке вещей. Помеха справа и другие прописные истины - это не для кхмеров! Есть правда светофоры, и они даже иногда следуют их сигналам. В общем движение на дорогах камбоджийских городов можно охарактеризовать как броуновское. При этом количество ДТП там минимальное! Обусловлено это тем, что: во-первых, кхмеры никуда не торопятся, во-вторых, они знают, что такое уважение друг к другу, в-третьих, дорожное движение основано у них на интуиции, они прекрасные водители в своей камбоджийской реальности. Я видел девчонку, которая ехала на скутере и при этом увлеченно писала СМСку.

Дорожная полиция в Камбодже есть. Но вы можете представить себе полицейского, который смотрит на вас и улыбается ангельской улыбкой? Мы видели, как полицейские играли в сокс с таксистами! Единственное, за что вас могут оштрафовать на (о ужас!) 1,25$ - это за езду без шлема, да и то далеко не всегда. А закон этот вступил в силу только с этого года. Находчивые кхмеры перед постами слезают со своих коней и ведут их (типа я пешеход). Я не удивлюсь, если им это подсказали сами полицейские!

Приехав в отель, познакомились с Сэмом. Я посидел на его мотоцикле - аналоге того, на чем мне предстояло завтра ехать. "А можно как-то на площадочке потренироваться?" - "Да ладно, чё там, завтра по городу сначала медленно поедем, вот и потренируешься."... ну ладно...

В этот день мы знакомились с Пномпенем. Были на набережной Меконга, где за доллар можно купить воробьев, чтобы отпустить (обычай такой). Ходили в главную пагоду Камбоджи - Пном Ват, где наблюдали обезьян в условиях отведенной им полной свободы, и стояли рядом с "Осью Мира". Пили в больших количествах прекрасное пиво "Angkor". Посетили королевский дворец. 2 раза сходили на массаж. Ели кхмерскую национальную еду в красивом аутентичном ресторане. Просто шлялись по городу. Закончили день в баре под названием "69"... название говорит само за себя. В баре я не задержался, так как всерьез был встревожен фактом раннего подъема и дальнейшей перспективы. Вечером к отелю подогнали все мотоциклы, и народ начал "со знанием дела" их выбирать. "Знания дела" у меня не было, и я положился на волю случая. Случай, я считаю, совсем даже не подвел. Мотоциклы - модификации XR250, в том числе Baja, и два XL250 Degree для девушек поменьше ростом (3-я наравне с мужиками ездила на XR'ке).

Перейти к альбому "Пномпень. День прилета"

Перейти к альбому "Мото и авто в Камбодже"

3 дня на эндуро

Судьба распорядилась так, что из всего времени моего пребывания в Камбодже на мотоцикле я провел только 3 дня. Слева весьма схематично указан наш маршрут, точнее та его часть, в которой я участвовал.

День 1-й: Пномпень - Кампонг Чам - Снул

После завтрака в отеле приступили к сборам. Механики проверяли мотоциклы. "Туристы" экипировались. Комплект того, что нам выдавалось в обязательном порядке, состоял из: мотоцикла, армейского гамака с москитной сеткой, дождевика, шарфов и растяжек для пристегивания багажа. Сэм помог добрать "нательную" экипировку. Что-то у него было, что-то пришлось докупить. Я привез с собой только наколенники, черепаху и перчатки. Слава богу, удалось подобрать для меня боты, штаны и джерси. Шлем (30$ - сильно да?) и очки (35$) пришлось купить.

Об экипировке

Эндуро - это тот класс мотоцикла, где правильная экипировка действительно имеет значение. Я испытал это на собственной шкуре. За неимением другого опыта, здесь я расскажу об эндуро-экипировке в условиях жаркой сухой погоды.

Голова - кроссовый шлем, с козырьком и подбородком с воздухозаборником. Должен быть светлым, по возможности легким, с хорошей вентиляцией. Поверх шлема надеваются кроссовые очки, желательно с защитой носа. На стоянке их удобно натянуть на подбородок перед снятием шлема. Вообще, очки - это расходный материал, лучше иметь 2 пары. Я свои исцарапал об руль в первый день. Грунтовые дороги очень пыльные, поэтому совсем не лишним аксессуаром является маска типа "я болею птичьим гриппом" (это бюджетный вариант).

Торс, руки - черепаха типа эндуро. Защита спины, груди, плечей, локтей, желательно ключиц. Должна хорошо продуваться, а подкладка должна отводить влагу. Поверх черепахи надевается кроссовая майка «джерси». Светлая, в дырочку, на пару размеров больше, чем носите обычно. На шею наматывается тоненький шарф. Без него шея моментально сгорает на солнце до мяса. Про перчатки ничего особенного сказать не могу, я использовал свои кожаные черные Icon Pursuit с перфорацией и мягкой защитой костяшек - остался доволен. Заметил маленькую тонкость: нельзя допускать просвета между задравшимся рукавом джерси и перчаткой - запястья очень быстро сгорают.

Ноги - мотоботы кроссовые или эндуро. Без вариантов. Только они способны дать необходимый уровень защиты при падениях, и особенно при сшибании на ходу камней, бревен и других издержек бездорожья. При прохождении сложных участков, где не избежать опоры на ноги, боты должны обеспечивать хорошую фиксацию ног - нагрузка-то не слабая. И опять же, боты должны быть светлые. В конце дня их желательно умудриться просушить, чтобы на следующий день не стирать ноги (я на этом попал). Размер бот должен быть на 1-2 больше, чем обычной обуви (проверено). Под боты желательно надеть специальные кроссовые гольфы до колен, можно заменять их носками для сноубординга. Кроссовые мото штаны - тоже незаменимая вещь. Делаются из плотного материала, который не будет рваться при падении и не будет забиваться пылью. Обязательные условия: светлый цвет, наличие вентиляции в нужных местах. Желательна мягкая защита бедер (если вы не используете отдельную защиту). Штаны не должны быть обтягивающими. Наколенники лучше надевать поверх штанов. Так комфортнее. Если у них длинная голень, то их удобно заправить в боты. Лучше всего использовать глубокие шарнирные наколенники.

Ну а теперь представьте себе ощущения, когда надеваешь на себя всё это "хозяйство" при температуре воздуха +35, отсутствии ветра и палящем солнце! Единственное спасение - это как можно быстрее начать ехать, тогда начинает работать вся вентиляция, и чувствуешь себя вполне комфортно. Если остановился даже на пять минут - снимаешь шлем и перчатки, чтобы организовать теплообмен. Остановился на больший срок - снимаешь джерси, черепаху, можно даже боты.

Багаж... Маленький рюкзачок забил до хруста. Большую часть привезенного с собой в чемодане оставил в этом самом чемодане и сдал в кладовку в отеле. Рюкзачок не стал надевать на себя, дабы не стеснять движения и не нарушать воздухообмен, а примотал к багажнику.

И вот вся команда готова к отбытию. Сидим паримся в полном экипе на ступеньках отеля. Фото на память. О команде: 13 человек "туристов" (вроде никого не забыл), 2 организатора (Сэм и Степан), 2 механика и камера-мэн. Соотношение женщины/мужчины = 3/"остальные". Время - около 10 утра. Команда "Уходим!" - и мы поехали. Первое мое состояние - легкая паника. Мотоцикл, которого совершенно не знаю и не чувствую, безумное и непонятное на первый взгляд чужое дорожное движение. Передачи не втыкаются, мотоцикл глохнет. Напрягает отсутствие зеркал, ну да, в джунглях они только мешают, но в городе-то! С горем пополам, но без происшествий добрались до заправки, делимся впечатлениями. К мотоциклу потихоньку начинаю привыкать. Научился залезать на него, используя подножку, а также вращать его на боковой подставке. Выбираемся из Пномпеня. Пара человек разложились на мосту с продольными не сплошными досками. Без потерь. Марина "боднула" какой-то крузак.

На первой после заправки остановке пили тростниковый сок. Пить хочется, жара дает о себе знать. Тростниковый сок готовится выжимом в специальной машине предварительно очищенного от кожуры тростника. По вкусу можно добавлять немного апельсиновых корок.

Грунтовка становится очень пыльной. Пыль либо обычная, либо яркая красно-оранжевая. Проезжаем разные деревушки. Все без исключения маленькие детишки с восторгом нас приветствуют, мы стараемся махать в ответ. Какая бы бедная ни была деревня, храмы везде выглядят очень богато и красиво. Часто встречаем свадебные церемонии, тоже очень впечатляющие. На следующей стоянке мы, покрытые пылью, имели очень комичный вид. С этого момента мы стали надевать маски. Жажду утолили маленькими, сантиметров 10 в диаметре, арбузами. Часа через два после выезда я полностью освоился с мотоциклом, можно было немного расслабиться.

Проехав около половины пути, остановились на обед в городе Кампонг Чам, в кафе на набережной реки Меконг. Обед как всегда был обильным, состоял из стандартных лапши, риса и супа. Суп кхмеры едят в конце трапезы. Народ пил пиво, я решил не искушать судьбу и ограничился очень необычным пуэром с вишневым привкусом и отличнейшим кофе.

Остаток пути был только по асфальту. Пересекли по мосту Меконг и пошли с нормальной скоростью. Жара начала спадать. Места проезжали очень красивые, это подчеркивалось закатом. Воздух приобрел очень знакомый и приятный сыроватый аромат (контраст с жуткой вонью в некоторых деревнях). Стемнело. Темнеет в Камбодже быстро и всегда в одно и то же время, около 6 часов. Температура воздуха при этом резко падает на 10 градусов. Я пожалел, что не надел дождевик, холод обламывал меня весь оставшийся путь. В темноте народ присмирел. Шли образцовой колонной, никто никого не обгонял. Многие жаловались на плохую видимость и слепящую встречку, мне же было все по кайфу, ездить по ночам я привык. Все прониклись какой-то фантастичностью происходящего. Посреди чистого поля, у обочины видели одинокую девушку в красивом платье. Не глюк, видели точно несколько человек.

Из Кампонг Чама мы выехали около 4-х, а около 8 вечера приехали в городок Снул - конечную точку маршрута первого дня. Проехали около 300 камбоджийских километров (не путать с обычными километрами, не спрашивать, что это такое). Всю вторую половину пути я страдал от того, что ручка газа еле поворачивалась (засорился тросик). В результате заработал несколько мозолей и практически неработающую правую руку. Левая нога от непривычного переключения передач тоже себя неважно чувствовала... и зад отваливался... Поселились в гест-хаусе - не чета предыдущему отелю, но жить можно. Ужинали, пили вискарь. Узким кругом вели до поздней ночи умные беседы с Сэмом. Подъем был назначен на 6 утра. Завтра предстоял выезд в джунгли.

День 2-й: Снул - джунгли - Снул

Горы. Лыжник. Экипировка. Очки. Все понты. Спускается с горы, летит на бешеной скорости, не справляется с управлением, летит с горы как колобок, попадает в столб подъемника... Лыжи в щепки, палки в стороны, лежит, зубы выбиты, ноги-руки поломаны и, улыбаясь во всю морду:
"Эх, а всё равно лучше чем работать!"

анекдот в тему

День в Камбодже начинается также стремительно, как и заканчивается. В 6 утра "включают свет" (восходит солнце), и жизнь оживает. Будильник мы случайно поставили не на 6, а на 5, и имели возможность всласть прочувствовать это самое "рождение жизни". Дурными голосами заорали какие-то птицы (если это были петухи, то очень непохожие на наших), где-то рядом громко заиграла дебильная музыка. Встать после тяжелого дня и почти бессонной ночи было очень сложно. Ночь выдалась холодная, но я, практически стуча зубами, заставил себя встать под холодный душ (сам не ожидал от себя такого). Словесное выражение моих эмоций по этому поводу слышали наверное все. Собрались на улице и пошли завтракать в кафе.

Тут мы и разглядели Снул при свете дня. Это "что-то"! Анархия - мать порядка. Это про Снул. Дороги покрыты "любимой" красной пылью, на них горят костры. Дома выглядят как после нашествия красных кхмеров. При этом в кафе типа "сарай" резная мебель из красного дерева, а машины... правильно, лексусы! Я сначала подумал, что табуретки в кафе привинчены к полу. Оказалось, что они просто неимоверно тяжелые! Но хочу сразу развеять эти две загадки. Красного дерева в Камбодже просто очень много, оно там ничего не стоит. А лексусы они как правило покупают на деньги, вырученные от продажи земли, которая там сейчас стремительно дорожает. В кафе помимо всего прочего ели настоящие французские багеты. Когда-то давно французы, чье влияние вообще очень сильно заметно в Камбодже, научили кхмеров печь булки, и последние весьма в этом деле преуспели. Кофе опять был обалденный, с шоколадным привкусом. Просто "гормон радости" какой-то!

Надвигалась жара, пошли готовиться к отъезду. Надели экипировку, убитую пылью насмерть. Боты я естественно не догадался накануне просушить, за что в этот день жестоко поплатился мозолями на пальцах левой ноги (понятно почему). Весь день до самого вечера планировался переезд через джунгли в глухую деревню. Надо было запасаться водой. "Может возьмем чего-нибудь поесть?" - "Да, надо бы."... Не взяли. Воды тоже взяли мало, часть бутылок сильно перетянутых растяжками, начала протекать еще до отъезда. Чайники! Я (извиняюсь за пафос), который столько раз бывал весь день в горах в жару, прекрасно знающий, что в такой ситуации может очень пригодиться, отнесся к этому с верхом легкомыслия. Зря!

Выехали из Снула. Прошли по трассе около 20 километров. И вот наконец он, заветный неприметный поворот в неизвестность.

Сэм: "Если мы будем ехать 20 км/ч, это будет очень хорошо."

Достаточно крутая каменистая тропа через лес серпантином поднимается в горку. Все идут достаточно уверенно, что не может не радовать. После горки было несколько довольно ровных и широких участков дороги, на которых удавалось как следует разогнаться, порой даже на 4-й передаче. Но халява быстро закончилась. А начались такие прелести жизни как пески, ямы, бревна, продольные рытвины. Вот она, долгожданная(?) эндуро-трасса!

Об эндуро в общем и Honda XR 250 в частности

Главный враг мотоциклиста (а эндуриста особенно) - это инстинкт самосохранения. Нет, страх необходим, совсем не боятся только идиоты, но его нужно грамотно уметь перебороть. Нельзя мешать мотоциклу ехать. Он, зараза, сконструирован таким образом, что, когда едет, ну не падает и все тут! Самая распространенная ошибка - тормоз при прохождении сложного участка (например глубокого песка). Нельзя жать на тормоз! Проходятся такие участки в состоянии полного пофигизма, на ровном или слегка увеличивающемся газе, и не на первой передаче, как может захотеться, а на повышенных, чтобы мотоцикл не зарывался. Расслабились и едем, лишь направляя мотоцикл, а не вступая с ним в борьбу за жизнь, и эта умная машина, за счет своего гироскопического эффекта вытянет из любой задницы! Сэм рассказывал случай (вроде бы это было с ним самим). Обучали его кхмеры езде на мотоцикле. Когда на сложном участке у него ничего не получалось, поступили они истинно в восточных традициях, мне очень понравилось. К седлу мотоцикла привязали мешок с рисом, завели, открыли газ, зафиксировали рукоятку, заблокировали руль и отпустили мотоцикл "на автопилоте" по этому самому сложному участку дороги. Мотоцикл легко прошел этот участок. "Вот видишь," - сказал кхмер, - "мешок риса умеет ездить лучше чем ты!"

Езда стоя. Очень полезная вещь. На трассе помогает отдохнуть пятой точке. На бездорожье имеет исключительное практическое значение. Центр тяжести эндуро-мотоцикла по горизонтали находится на уровне подножек. Таким образом, если встать на подножках, центр тяжести перемещается максимально вниз, и мотоцикл приобретает большую устойчивость. Наглядный пример - прохождение того же песка. Поначалу немного страшновато, но если не поддаваться пагубному инстинкту, идея работает на 100%.

Honda XR 250. Машина-сказка. Он просто создан для тех условий, в которых мы оказались. Супер устойчивый и управляемый. Достаточно легкий, чтобы поднимать при падениях (которые если не неизбежны, то в любом случае всегда вероятны) и поддерживать ногами на самых сложных участках. Его высота, кажущаяся дикой для чопперюги, естественно идет только в плюс в условиях бездорожья: огромный клиренс, большой ход амортизатора. Ну и как любая Хонда он надежен! 250 кубиков хватает за глаза. Правда есть одна тонкость, особенно это справедливо на трассе. Этот мотоцикл нужно "раскручивать". Это не круизер с его "длинными" передачами, на котором "на 2-й делаешь сотню". Если на XR'ке хочешь развить приличную скорость на трассе, нужно последовательно, доводя до высоких оборотов на каждой, переключать передачи вплоть до 5-й, ну а на ней уже постепенно выжимать "всё что осталось".

Все, что я с умным видом написал выше хорошо, когда познано на практике. Практики у многих из нас не было. Правда у меня все пошло сразу на удивление гладко. Плыл себе по песочку, скакал по канавам. Тяжко пришлось Марине и еще одной девушке Наде. Особенно тяжело им давались пески. В общем они начали падать. Я и некоторые другие мужики помогали им поднимать мотоциклы. Особенно хвала и почет "местным" - механикам и камера-мэну Лэнгу.

Дорога становилась все поганее. Подъехали к довольно длинному участку из высохшей глины, изрезанному продольными рытвинами разной глубины, ширины и высотой кромок. Это было самое сложное место в тот день. Просто проехать его было нереально, пришлось изрядно напрягая ноги упираться в землю.

Солнце в зените, жара нестерпимая. Народ начал неумеренно пить воду, не думая головой (еще не прошло и половины дня, а проехали не больше трети пути!) Кто-то пробовал объезжать плохие места по траве, но Сэм осадил их, напугав скрывающимися в траве острыми сучками и страшно ядовитой змеей щитомордником. Падать потихоньку начали даже те, кто был уверен в себе. Я пока держался.

Чтобы не тормозить всех, решили разбиться на 2 группы. Те кто порезвее ушли вперед, а девушки с Сэмом и еще пара человек (я в том числе), поехали в спокойном темпе. Должен сказать, что для меня это была неоценимая практика, так как медленно ехать на эндуро гораздо сложнее чем быстро.

Мотоциклы начали ломаться. По иронии судьбы первым сломался мотоцикл в "быстрой" группе, и мы их обогнали. Почти сразу сломался еще один (по-моему уже у нас). Образовался несанкционированный привал. Я, Марина и Степан постелили на дорогу черепахи и легли "загорать".

Мотоциклы починили, проехали еще какое-то расстояние, и стало очевидно, что всей толпой мы точно не успеем добраться до пункта назначения. Народ устал, нервы у некоторых разыгрались. К этому моменту я почуствовал, чего мне страшно не хватает, а именно, трех вещей: воды, которая быстро кончалась, соли, чтобы удержать эту воду в организме (вспомнил горы, безумно захотелось соленой копченой колбасы) и витамина С, чтобы тонизировать этот организм. Хвала нашим запасливым товарищам, которые взяли с собой мешок зеленых апельсинов и мандаринов. Недостаток витамина С был немного восполнен. После достаточно долгих дебатов на несколько повышенных тонах Сэм принял решение повернуть назад, а на следующий день вернуться сюда маленькой группой, отправив остальных в объезд по грунтовкам.

Сэм: "Что-то у тебя взгляд пустой, устал что-ли?" Действительно устал, хотя в тот момент еще этого не осознавал. Едем назад. Большая часть группы усвистела вперед, мы, страхуя девушек, ползем потихоньку. Марина перегрелась или переутомилась. Посидели в тени, отдохнули. Я думаю, какой я молодец, держусь еще... Опрометчивая мысль.

Ехать в жару по бездорожью на эндуро не сложно. Тяжело совершать лишние действия. Остановился, заглушил мотоцикл, выставил подставку, слез, подошел к чужому мотоциклу, поднял его, вернулся к своему, залез, завел, убрал подставку, поехал... мрак! Есть такое понятие - критическое число поднятий мотоцикла. Сэм говорит, что у него оно равняется 40. Я не знаю какое оно у меня, но в тот день я его выбрал. Я начал падать. Как назло в это время мы подъехали к тому самому сложному участку, и я понял, что пройти его не смогу. Координация нарушена, ноги не держат. Тем не менее я естественно поперся. Упал. Поднял мотоцикл, поехал - упал. Лежу как дурак под мотоциклом и поднять его уже не могу. Всё, алес гемахт! Подбежал механик. "Плиз, хелп!" - "Окей, ноу проблем, вери хот тудэй. Ю окей?" - "Йес окей, летс гоу!"... 20 метров, и я опять на земле. Тут я понимаю, что дело приобретает скверный оборот. В области паха образовался какой-то узел, хочется либо чтоб стошнило, либо просто сдохнуть. "Ай маст хэв а литтл рест..." - "Окей, ноу проблем!" Наплевав на щитомордника, залез в самую траву, снял черепаху, пытаюсь ловить редкие и еле уловимые дуновения ветра. В тот момент я ни за какие коврижки не смог бы выкурить сигарету, а это очень плохой признак. Чувство долга заставило меня, абсолютно не пришедшего в себя, подняться минут через 10. "Окей, летс гоу!" - Результат был тот же. Механик переправил мой мотоцикл через тот злополучный участок. Я еле живой поплелся пешком. Вдруг, вижу, в траве валяется такое же тело. Поняв, что не одинок в своей тяжкой доле, упал рядом с ним и решил, несмотря ни на что, хоть чуть-чуть оклематься. Где-то через полчаса почувствовал, что чисто теоретически уже могу выкурить сигарету и пошел к мотоциклу. Для порядка еще разочек разложился на песочке. Но это уже скорее всего из-за того, что не держал дистанцию и из-за пыли ничего не видел впереди.

Сэм взял Марину вторым номером. Дорога пошла почти нормальная с некоторым количеством песчаных участков. Я позволил себе оторваться ото всех и разогнался, чтобы как следует обдуться ветром. Вспомнил, что у меня есть фотоаппарат и сфотографировал какое-то отшельничье поселение. Горку с серпантином прошли без проблем, теперь на спуск. А за ней нас ждало придорожное "сарай-кафе" с большим количеством холодной(!) воды!

Первую часть нашей группы мы обнаружили в следующем "кафе". Они там пили алкоголь и развлекали местных детишек. Там я попробовал баночное пиво Black Panther. Прекрасный стаут, не чета нашему кислому бутылочному Гиннесу.

В полном составе возвращались по трассе в Снул. Солнце начало садиться, и стало хорошо. Я почувствовал непреодолимое желание прохватить со всей дури. Выдался длинный ровный участок дороги, я воткнул 5-ю, встал на подножки и открутил газ на полную... Кайф! Не знаю, какую скорость мне в итоге удалось развить (спидометры у нас не работали). Врядли это было что-то серьезное. Но на контрасте со скоростями этого дня прочувствовалось как следует.

В Снул приехали в темноте. Сил хватило на душ, ужин, и пару маленьких бутылок Ангкора. Заснуть сразу нам не дали. Часть переполненных энтузиазмом товарищей приперлись после ужина в "холл" нашего второго этажа, чтобы курить траву. Гады... Хлопали дверями, орали. Потом вдруг притихли. Как выяснилось утром, какая-то "добрая душа" вызвала полицию. Но обошлось без проблем.

День 3-й: Снул - Сенмонором

Утром как и в предыдущий день позавтракали в том же кафе. Как и собирались, поделились на две группы. Передо мной стоял выбор, но я не сомневался. Был уверен, что все еще будет. Половина, не теряя времени даром, умчала по вчерашнему маршруту, а мы, в составе: Степан во главе команды, 6 человек туристов (среди них все три девушки), один механик и камера-мэн, начали потихоньку собираться в дневной прохват по грунтовкам до городка Сенмонором. Другая команда, переночевав в глухой деревне (до которой мы накануне не доехали), должна была приехать в Сенмонором на день позже нас. Заправились на местной заправке (на фото). Без комментариев. Обычное кстати дело не в больших городах. В "особо продвинутых" населенных пунктах бензин расфасовывают в бутылки из под Black Label.

И поехали. Разочарования я не испытывал, мне искренне нравилось вваливать по широкой и почти всегда ровной, правда как всегда пыльной грунтовке и смотреть по сторонам. Шли вполне резво и слаженно. За предыдущие два дня я сроднился со своим мотоциклом. Чувствовал его до мельчайших нюансов.

На остановке пили кокосовое молоко прямо из кокосов (я первый раз в жизни) и ели "красных ежиков" (фрукт, не знаю как называется). Все шло ровно и спокойно. Народ начал жаловаться, что засыпает. Степан предложил поехать побыстрее. А дорога тем временем становилась хуже. Встречались участки с песком, камнями, из-за поднимаемой предыдущим мотоциклом пыли видимость иногда сводилась к абсолютному нулю. На протяжении всего пути постоянно объезжали строительные работы. Вообще, то, что я называю здесь грунтовкой - это, как правило, будущие асфальтовые трассы на начальной стадии строительства. Скоро всю Камбоджу опутает паутина современных трасс. Позже нам приходилось ездить по новым платным дорогам. Качество очень приличное, только узковаты они по нашим меркам.

Местность началась гористая. Спуски-подъемы, крутые повороты. Подъехали к неприятному участку - подъем, а дорога из крупного (почти булыжники) щебня. Надя и Степан "накосячили". Степан упал и пропахал головой, А Надю занесло вбок, на практически отвесный склон, метра на 1,5 вверх. Но в этот раз никто не повредился, дальше поехали аккуратнее.

Вокруг было очень красиво. Дорога интересная, "покрытие" вполне сносное. На такой дороге здорово бы было прохватить от души одному! Но шли колонной, аккуратно. Ничто не предвещало беды. Я шел за Мариной метрах в 10. Вдруг я увидел, что руль у нее начало колбасить из стороны в сторону, все сильнее и сильнее! Через несколько секунд она разложилась... Судя по тому, что оттормозился я только метров через 50, скорость была нормальная. Хотя возможно я просто перестраховался, почувствовав, что дорога (примерно такая, как на фото), несмотря на внешнюю безобидность, коварная. Упала она очень неудачно, ударилась ногой с закрутом. Перелома не было, но боль была очень сильная. А делать было нечего, надо было продолжать ехать, мотоцикл посреди Камбоджи бросать не хотелось! Отдохнули, поехали. Теперь совсем медленно. Забегая вперед, скажу, что рентген, который Марина сделала уже в Москве, показал, что в ноге полно трещин! Остается только поражаться стойкости этой девушки. Я не знаю, каков бы я был на ее месте.

Приехали в Сенмонором (провинция Мондолкири). Городок достаточно богатый и аккуратный, но не особо популярный среди туристов. А зря. Вокруг есть на что посмотреть. Гест-хаус гораздо лучше чем в Снуле. Прямо во дворе гест-хауса школа. Среднее образование кстати в Камбодже стопроцентное! Пошли обедать. В кафе как обычно мебель из красного дерева. Ели лук-лак: рис с говядиной, подгарнировка из классных соленых помидор, соус из лайма, соли и перца. Зеленый чай был как всегда с необычным вкусом, но приятный. Наконец попробовали Ротанокирийский кофе, о котором уже были много наслышаны. Вкусно. Но не скажу, что лучше чем кофе в Снуле.

Марину надо было показать врачу. Для нее поймали скутериста, а сами (я, Степан и Лэнг) сходили за своими байками и поехали в местную поликлинику. Врач в поликлинике был один. Посмотрел, пощупал ногу и вынес вердикт: "Ноу проблем!" "А рентген то у вас тут можно сделать?" - "Нет, аппарат сломан." Выписал лекарство, получил от нас, немного успокоенных, 10 баксов. Поехали покупать лекарство. Надо сказать, что по Сенмонорому мы рассекали без экипа. Чувствуешь себя при этом несколько беззащитным. Лекарство было следующим: разогревающая мазь, кхмерский аспирин (состав явно не как у нашего) и подозрительные красные таблетки с буквами, которые продавщица отсыпала мне в пакетик из какой-то "левой" стеклянной банки. Я попытался узнать, что это такое. Если меня правильно поняли, а я понял их, то это были какие-то витамины. Пить их Марина так и не решилась. В общем в итоге "лечилась" она все оставшееся время российскими обезболивающими.

Эпилог

Трудно скрюченому жить в городе дремучем:
Как работать? Как дружить? Когда очень крючит!

Марина с юмором о сложившейся ситуации

В тот день мото-часть путешествия для нас с Мариной закончилась. На следующий день нашей небольшой компанией ездили на водопад. Красота и мощь. Неописуемо. Вечером до Сенмонорома доехала команда из джунглей. Через день нас двоих вместе с двумя мотоциклами погрузили в джип и отправили в Пномпень. Начались дни наших скитаний вдвоем. С нашими мы увидились в следующий раз примерно через четыре дня в городе Сиемрип (дальше, уже без мотоциклов, продолжили путешествие вместе). Грязные, уставшие, с выпученными глазами, но довольные, они рассказывали нам о глухих деревнях, тяжелых, почти триальных трассах, жестоких падениях, веселье на свадьбе, диком холоде, когда приходилось спать на полу... Мы им завидовали. Но не скажу, что очень сильно (я по крайней мере). Даже эти 3 дня преподали мне колоссальный опыт. А если судьба распорядилась таким образом, значит так и надо. No regrets. Марина же ни в коей мере не потеряла присутствия духа, собирается записываться на курсы мотокросса и покупать себе XL250 Degree.

Перейти к альбому "3 дня на эндуро"

Я долго сомневался, продолжать мне или нет подробное описание этой поездки... и решил не продолжать. Последовательность дальнейших событий можно восстановить по фотографиям с комментариями в альбомах.

Записано: январь-февраль, 2009.