Крым (09.2012): отчет

Прошел месяц после поездки на Нордкап, и я снова в седле. На сей раз Крым - вдвоем с Серегой Азаровым, на двух мотоциклах (мой Deuce и его Honda Africa Twin). В Крыму я не был аж с 2008 года. Пора было исправлять ситуацию. Изначально планировалось после Крыма поехать в Одессу и через Киев вернуться домой. Но не получилось, ограничились только Крымом. Туда ехали сначала по М4 (чтобы заехать в Воронеж), потом второстепенными дорогами вышли на М2. В Крыму проехали с юго-востока на юго-запад, от Нового света до Фороса. Обратно возвращались стандартно, по М2. В этот раз, чтобы точно засечь суммарный пробег, я в первый день перед выездом из гаража обнулил счетчик и не трогал его до конца пути. В последний день в гараже он показывал 2409 миль, что в километрах составляет 3877.

Дорога в Крым

В первый день (08.09.2012) в планах было доехать до мотофестиваля "Осенний призыв", около 100 км за Воронежем, и встретиться там с воронежскими друзьями. Погода с утра не предвещала ничего. То есть была какая-то непонятная - вроде и солнце светит, и тучи есть, и ветер. Памятуя финские злоключения под дождем, очень хотелось, чтобы в этой поездке с погодой повезло, хотя бы воды поменьше. Забегая вперед, скажу, что с погодой, не считая начала второго дня пути, нам действительно повезло. Договорились встретиться на пересечении М4 и "Бетонки". В лучших традициях оба сильно задержались и выехали в обед. Загодя напялив на себя обильно экипировки, я понял, что ехать-то оказывается жарко, то есть лето еще не кончилось и в нашей средней полосе. Приключения начались практически сразу. С "Бетонки" я свернул не на М4, а на М2. Ну ошибся, бывает. Понял я это, проехав уже несколько километров. Разворотов впереди не предвиделось... Разделительная полоса на М2 в тех местах представляет из себя газон шириной несколько метров. Решение было найдено и принято единогласно без согласования с мозгами, и я, возомнив себя эндуристом-1%-ником, ломанулся через разделительную... и застрял в болоте ровно посередине! Ни туда, ни сюда. Шлифуя жижу под задним колесом, уделал чистенький мотоцикл. Звоню Сереге - он уже на месте. Тормози, говорит, кого-нибудь. Затормозили (сами) ДПС-ники. Картина маслом. Но доблестные стражи сами повернули ситуацию в нужно мне русло. "Что, занесло? Гнал небось по обочине?" - "Да! Мужики, занесло, гнал (не особо и быстро вроде), сволочь я такая!" - "Ну давай что-ли тебя вытащим..." Занавес.

Встретились, поехали. У Сереги отвалилась одна противотуманка... а через некоторое время и вторая. У меня окончательно сгорел правый передний поворотник (началась эта эпопея еще в предыдущую поездку, тогда погорели обе габаритные спирали, а лампочки поменять я так и не удосужился), и последующие две недели я обходился без него, одним задним, причем чтобы он мигал, а не горел постоянно, нужно было нажимать на кнопку с требуемой частотой. Не очень удобно. У Ельца, как и договаривались, долго и мучительно пытались выйти на связь с воронежцами. У нас садился телефон, у них пропадала связь. Ко всему прочему дело было уже к вечеру, становилось холодно. С огромным трудом уяснили, куда нам нужно ехать. Приехали на слет около полуночи. Все интересное пропустили. С друзьями не встретились... ну так получилось. Но нас тем не менее поселили, и мы пошли снимать стресс пивом, благо продавалось оно до победного конца. Вкус пива сразу немного насторожил, но не отпугнул. А вот картошка с мясом была просто восхитительная.

...

Утро. Точнее уже почти не утро. Пиво действительно было какое-то паленое. Организмам плохо. За окном орут люди, им уже снова хорошо. Нас нашел Мирыч - вид тоже неважный, извинялся, что не встретил. Кое-как собрали себя в кучку, поели рыбных консервов и около 2-х часов после полудня стартовали навстречу полной неизвестности в плане дорог и надвигающейся туче. Туча в тандеме с ураганным ветром разродилась дождем через несколько километров, когда мы выехали к трассе М4, что не оставило нам никаких сомнений в необходимости плотного обеда в придорожном кафе перед дальней дорогой. В этот день мы должны были всеми правдами и неправдами пересечь границу, доехать до Запорожья и заночевать в спа-отеле "Венеция", где забронировали номер. Все бы ничего, расстояние было вполне проходимое, но вот дождь и большой участок неизвестных проселочных дорог от трассы М4 до трассы М2 могли нарушить планы. Что собственно и случилось. Но уже тогда, а особенно сейчас я понимаю, что возможно этот день на самом деле был самым познавательным за всю поездку. Он дал понять, что в мотопутешествиях является главным, и стал отправной точкой в цепи будущих событий, которым возможно еще только предстоит произойти. Выехали из кафе под дождем. Возвращаться в Воронеж, откуда можно было бы поехать на Белгород более-менее понятными дорогами, нам не хотелось, и мы отдали себя воле навигаторов. Сначала немного поплутали, но достаточно быстро встали на вполне прогнозируемый курс, правда без каких-либо прогнозов относительно дорожного покрытия, что критично для моего мотоцикла, а "Африке" абсолютно по-барабану. Вообще, что меня больше всего доставало всю поездку, это неприспособленность моего мотоцикла к российской действительности. Если на европейских дорогах я чувствовал себя вполне комфортно, то Россия и Украина вымотали мне все нервы. Правда я сам виноват, не разобрался, почему у меня так легко пробивается вилка. Может быть если бы не эта неисправность, все было бы не так напряжно. Да, не эндуро конечно, но при должном умении и терпении жить можно. Из полосы дождя мы выехали достаточно быстро, и, забегая вперед, скажу, что больше он не побеспокоил нас ни разу за всю поездку! Это конечно просто фантастика. Второстепенные дороги, по которым мы волею судьбы добирались до Белгорода, оставили на нас неизгладимое впечатление. Мы оказались в "настоящем" мире. Ум просветлился, душа очистилась, состояние эйфории переполняло. Небо казалось голубее, трава зеленее, воздух чище. Пейзажи порой были великолепны, особенно, когда проезжали через холмы. Это были самые светлые впечатления за всю поездку. Позже я прочитал "оду второстепенным дорогам" в книге Роберта М. Пирсига "Дзэн и искусство ухода за мотоциклом", и все встало на свои места. Вот небольшой отрывок из этой книги:

...Планы смутны намеренно: цель - больше само путешествие, чем прибытие куда-либо. Мы в отпуске. Предпочитаем второстепенные дороги, лучше всего - мощеные проселки, только потом - однополосные шоссе. Скоростные трассы хуже всего. Мы хотим хорошо провести время, но для нас ударение стоит на слове "хорошо", а не на слове "время", - а когда смещаешь ударение таким образом, то меняется весь подход. Извилистые дороги среди холмов длинны только при счислении на секунды, а на мотоцикле они гораздо приятнее: вписываешься в плавный поворот сам, а не болтаешься из стороны в сторону в каком-нибудь ящике. Приятнее всего дороги с небольшим движением; они еще и безопаснее. Лучше, если нет автостоянок и рекламных щитов, где рощи, луга, сады и полянки - чуть ли не у самого плеча, там тебе машут дети, когда проезжаешь мимо, там люди вытягивают с крылец шеи рассмотреть, кто проехал, там останавливаешься узнать дорогу или чего-нибудь еще, а ответ грозит затянуться так, что мало не покажется, и люди интересуются, откуда ты и долго ли уже в пути. Моя жена, я и наши друзья впервые пристрастились к таким дорогам несколько лет назад. Время от времени мы сворачивали на них для разнообразия или чтобы сократить путь до другого шоссе, и всякий раз пейзаж оказывается просто грандиозным, и мы съезжали с такого проселка успокоенные и радостные. Мы проделывали так множество раз, пока не поняли вещь, очевидную с самого начала: такие дороги в самом деле отличаются от основных. И весь ритм жизни, и личности тех, кто вдоль них живет. Эти люди никуда не едут. Они не слишком заняты и поэтому вежливы. О "здешности" и "сейчасности" вещей они знают все. Это другие - те, кто много лет назад переехал в города, да их потерянные отпрыски - напрочь забыли про такое. Переоткрытие этого стало для нас истинной находкой. Я спрашивал себя: почему нам понадобилось столько времени, чтобы это постичь. Мы это видели, однако не замечали. Или, скорее, нас натаскали не замечать. Быть может, нас научили думать, что подлинная жизнь происходит в метрополии, а все остальное - просто скучное захолустье. Загадка прямо. Истина стучится в дверь, а ты говоришь: "Пошла прочь, я ищу истину". И она уходит. Непонятно. Конечно, как только нас дорубило, ничто уже не могло согнать нас с этих дорог: уикенды, вечера, отпуска... Мы стали настоящими мотоциклетными маньяками второстепенных дорог и поняли, что, оказывается, в пути можно многому научиться...

Роберт Пирсиг "Дзен и искусство ухода за мотоциклом"

...

Я слишком затянул с написанием этого отчета. На дворе уже январь 2013 года. И смотря на то, каким он получается затянутым по времени написания и по объему, я окончательно решил его не дописывать. В альбоме сделаны более развернутые комментарии к фотографиям. Возможно это станет стилем для будущих описаний поездок.

Записано: октябрь, 2012 - январь, 2013.