Белое море (08.2005): отчет

Летом 2005 года у группы энтузиастов из 5 человек (позднее к ним присоединился еще один) встал вопрос: как бы так отдохнуть, чтобы что-то новое, интересное и от людей подальше? После недолгих поисков выбор пал на остров в Белом море. С того времени прошло уже больше трех лет, но я надеюсь, что ничего не напутаю и попробую восстановить ход событий.

Местный "туроператор", которого мы откопали в интернете, пообещал нам домик с баней и лодкой на необитаемом острове за довольно большие по тем временам и меркам деньги. И вот настал день, когда мы в составе: я, мой брат Олег с женой Басей, Глеб с подругой Сашей и Саня Давыдов, сели в поезд Москва-Мурманск (вроде), чтобы ехать до станции Чупа - пункта нашего назначения.

В Чупу мы приехали очень рано утром. Магазины никакие (а они там есть?) естественно еще не работали. У нас же на повестке дня был вопрос приобретения алкогольных напитков, так как в поезде мы уничтожили все, что брали с собой, и некоторых продуктов. "Туроператор" подъехал на антикварном "Москвиче" и в два захода перевез нас к берегу моря. В процессе мы выяснили, что алкоголь можно купить "у деда". Дед обеспечил нас сливовой настойкой и двумя литрами спирта в бутылке из-под кока-колы.

Погрузились мы в катер и отправились в трехчасовое примерно плавание по Чупинской губе к острову. Чупинская губа - это глубоко врезавшийся в материк узкий залив. И, несмотря на то, что на катере мы прошли около 50 км, к открытому морю мы только-только приблизились. Пожалуй можно сказать, что наш остров Сидоров (не знаю, насколько официально это название) стоял во вратах в открытое Белое море. К корме катера была привязана аккуратненькая и видимо совсем неплохая лодочка. "Наша", - подумали мы... но мы жестоко ошибались.

Чувство эйфории наполнило наши ранимые "после поезда" души, и мы начали бурно радоваться и поглощать дедову сливянку. Сливянка быстро кочилась, и самые стойкие (и безмозглые), открыв банку тушенки, принялись за спирт... Сейчас, когда мое отношение к алкоголю стало противоречивым, но в большинстве случаев отрицательным, я понимаю, что в 5 утра совсем не обязательно было давиться чистым спиртом, а гораздо интереснее было бы впитать трезвым разумом первые, самые острые ощущения от абсолютно нового окружения, а пьяное безудержное веселье отложить на вечер.

Причалили к острову. И тут нам открылась жестокая правда. Вместо дома с баней нам продемонстрировали убогий сарай площадью "один квадратный метр", с двумя нарами, столом и сомнительного вида малюсенькой печуркой.

Баня присутствовала. Но ее качество было на таком же уровне, как у "дома". И не топили ее видимо очень давно - котел был заполнен черной жижей.

Кухня была "летняя": навес с разваливающейся топкой. В общем все было в жутком запустении.

Ну и лодка, совсем не та, что была привязана к катеру, а металлическое тяжеленное корыто, которое подразумевает использование мотора. Естественно никаго мотора нам не выдали, но выдали два весла (одно потом довольно быстро сломалось).

Не успели мы выйти из состояния шока, как наши провожатые попрощались и, пообещав через пару дней привезти нам продукты, которые мы не смогли купить в Чупе, и "дедовой сливянки", сели в катер и были таковы. Потом мы "оценили" заваленный мусором источник пресной желтой воды, и позитива в настрое совсем поубавилось. Я решил, что вечер утра мудренее, и завалился спать на нары в сарае.

Проснулся я в на удивление сносном состоянии и настроении (если учесть то, сколько всего было выпито перед этим). Надо сказать, что на этом мои "возлияния" были прекращены до обратной дороги, чему я очень рад. Народ тоже смирился со своей участью. Источник почистили, вода была абсолютно чистая, а желтоватая, потому что торфяная. В общем с этого момента все негативные стороны отошли на второй план, и мы больше о них не задумывались. "На постой" определились так: трое в сарае, двое в бане, один в палатке (благоразумно запаслись).

На соседнем острове жили рыбаки, к которым мы плавали на своем "крейсере". Рыбаки угостили нас рыбой (кое-кого и водкой). Узнав, что мы купили спирт у деда, настоятельно посоветовали его не пить, так как изготавливал он его из "не совсем правильного" сырья. Не помню, пытались ли мы сами ловить рыбу, но из подарочной рыбы уха получилась просто фантастическая, и плов с мидиями (которых мы насобирали уже самостоятельно) от нее не отставал.

Наши "благотетели" через пару дней не появились (появились они только в последний день, чтобы забрать нас с острова, и то с большим опозданием, заставив нас понервничать). Тем самым они уберегли наши организмы от сливянки и сократили разнообразие нашего меню.

Погода отличалась своим постоянством: до обеда было тепло и безветренно, после обеда - тучи, ветер, иногда дождь. Белые ночи абсолютно сбили с толку наши внутренние часовые механизмы, поэтому утреннее безветрие заставали лишь избранные.

Провели мы на острове что-то около пяти дней. Гуляли по острову, плавали между островами, отдыхали в лучшем смысле этого слова. Я очень много времени провел за резьбой по дереву (бывает у меня такое раз в пару лет). Я не буду здесь описывать свои эмоции от увиденной на острове красоты, за меня очень красноречиво скажут фотографии в альбоме. Это было мое первое общение с русским севером, и он покорил меня с первого взгляда.

Именно в эту поездку у меня в голове созрела концепция "Astowell" (последняя земля), которую я сначала хотел воплотить в музыкальном проекте, а воплотил через 3 года в этом сайте. На фотографии изображен островок недалеко от нашего - действительно самый крайний из островов Чупинской губы, за ним открытое Белое море. Очень хорошо соответствует описанию Урсулы ЛеГуин.

В предпоследний день мой брат Олег совершил подвиг: он почистил котел в бане. Мы правда тоже ему помогали, таскали воду в бешеных количествах. И вот к вечеру мы ее затопили. Такого адского пекла я еще не видел! Баня получилась просто на славу! А как приятно выбежать из нее и окунуться в Белое море (не окунуться правда, скорее поваляться - отлив был).

К вечеру последнего дня пришел катер. В каюте был накрыт стол из продуктов, которые нам не привезли, как обещали, раньше. Там была сливянка... и не только... Сказка закончилась, мы вернулись в будни нашей жизни.