Карелия (07.2008): отчет

В июле 2008 года мы командой из 4-х человек на 2-х машинах прокатились по Карелии. Заехали с восточной стороны Онежского озера, вышли к Белому морю в районе Беломорска, углубились на запад до Калевалы и вернулись по дороге уже с другой стороны Онеги.

Ниже приведен отчет Макса (идейного вдохновителя этой поездки), который я немного отредактировал и лишил основной массы фотографий. Этот отчет дает исчерпывающую информацию о последовательности событий нашей поездки.

От себя же хочу написать о том, что понравилось, что не понравилось, что произвело наибольшее впечатление.

Комары! У них в это врямя разгар сезона. Сейчас воспоминания сгладились, и кажется, что это мелочь. Так вот нет, не мелочь! Их ОЧЕНЬ много, они ОЧЕНЬ злые, они абсолютно не дают расслабиться. Репелленты помогают недолго и не сильно. Но если с комарами еще и можно смириться (по прошествии нескольких дней начинаешь просто вопринимать их как неизбежность), то есть то, с чем смириться не возможно. Это МОШКА! Хвала всевышнему, столкнулись мы с ней только на одной стоянке, но впечатлений хватило. Для тех кто не знает, мошка (ударение на последнй слог) - это микроскопическое насекомое (меньше блохи наверно), которое кусается гораздо больнее комара, а укусы проходят гораздо дольше. Если мошка вас нашла - все, кранты, можно писать завещание (если успеете). На той злополучной стоянке мы с Лехой ужинали на бегу (это не шутка), а спал я, несмотря на полностью закупоренную палатку, в шляпе с москитной сеткой. Что самое интересное, местное население совершенно не страдает от насекомых! Эту загадку нам разгадать так и не удалось. В общем, чтобы хоть насколько-то уменьшить масштабы этой карельской беды, ездить туда нужно либо раньше, либо позже, но никак не в июле.

Принцип организации мероприятия. Нельзя объять необъятное. Большую часть времени мы провели, сидя на задницах в машинах. И это называется отдыхом для офисного червя?! Двигаться нужно больше, ходить, лазать по горам. Оптимально было бы наверное наметить 2-3 стоянки и проводить на каждой по 3-4 дня.

Отсутствие плавсредства. Каюсь, это я забыл взять лодку! Ну где как ни в Карелии можно от души поплавать по озерам и рекам? Даже если ты не увлекаешься рыбной ловлей (а с лодкой шансы на успех в ней возрастают в разы), лодка очень удачно дополняет отдых в Карелии.

Единственный минус путешествия на машинах в качестве средства передвижения - это очень частое отсутствие возможности подъехать для стоянки туда, куда хочется. Ходить по Карелии пешком, если ты ограничен во времени, а хочется все же чувствовать мобильность и особо не напрягаться, тоже не подходит. И я сделал единственный напрашивающийся вывод: ну конечно мотоцикл!

Больше всего в этой поездке мне понравилось то, что я открыл для себя такое замечательное место как Калевала. Думаю многие меня поймут. В альбоме большинство фотографий именно оттуда, удалять не поднялась рука. Это место еще почти не тронула ненавидимая мной современная цивилизация, но оно и не дикое. Люди там живут в своем спокойном мирке, территориально ближе к Финляндии, чем к "цивилизованной" России. Кстати финны, как мы поняли, там частые гости. Если напрягает дикий образ жизни, можно невероятно дешево пожить в маленькой и очень уютной гостинице "Велт". Озеро Среднее Куйто огромно и величественно, вода чистейшая. Silent Waters...Tales From The Thousand Lakes... (кто знает тот поймет). Это место олицетворяет эпос, в нем ощущаешь себя внутри легенды.

Белое море тоже понравилось, но там я не увидел ничего такого, чего бы не видел в предыдущую свою поездку на остров в Чупинской губе. А та поездка была действительно открытием!

Черная речка и Онежское озеро порадовали своей красотой и спокойствием. Берег Онеги это то место, где без сожаления можно провести недельку в благостном ничегонеделаньи.

Ладожское озеро взбудоражило душу своей грандиозностью.

А утро после предпоследней ночи на Кончезере наконец открыло в душе какие-то забитые московской упадочной жизнью струны, и позволило хоть на мгновение почувствовать беззаботную радость и ощутить то, как можно себя ощущать в принципе всегда. Ведь радость, она внутри, надо просто сбросить все лишнее, расширить сознание и улыбнуться... хотя это порой и непросто.

Записано: декабрь, 2008.

Отчет Макса

День 1: Москва - Вологда - Липин Бор

Вологда

Выехали из Москвы часов в 8 утра двумя машинами, на одной я с женой, на второй наши друзья - Алексей и Илья, и без особых проишествий и остановок добрались до Вологды.

Белое озеро

К вечеру добрались до городка Липин Бор и решили заночевать на берегу Белого озера, но поездив туда-сюда вдоль озера, не нашли ни одного подъезда к воде (очень хотелось у озера заночевать) и решили проехать несколько километров дальше, судя по карте, там было небольшое озеро. Кстати, в самом Липином Бору был, по всей видимости, день города, и было там крайне неспокойно.

Перекус на дороге в поисках места для стоянки

По дороге еще раз попытались подъехать к Белому озеру чуть севернее, но тоже безрезультатно, чуть не застряли (полный привод спас), и устроили ужин прямо на дороге.

Аутентичный магазин

Поужинав, доехали-таки до озерка у деревни Тимино. Судя по магазину, народу тут живет мало.

Нашли приличный подъезд к воде и решили догнаться шашлыком. Потом мы пошли спать, а вторая команда осталась праздновать отрыв от цивилизации.

День 2: Липин Бор - Вытегра - Бесов Нос

Утром все местные комары сидели в засаде на теневой стороне нашей машинки. Мы их прогнали, позавтракали и собрались ехать. Было запланировано посетить Бесов нос, посмотреть онежские петроглифы, и мы с Татьяной поехали, договорившись со второй командой встретиться в Каршево (после вчерашнего парням нужно было время в себя прийти).

Куков родник

Дорога была прекрасная, ехали 100-150 км/ч. Заехали по указателю на родник, весь в ленточках, набрали воды, добавили ленточек.

Перед Вытегрой, в деревне Белоусово, заехали в сервис, т.к. что-то сильно звенело в районе заднего правого колеса, оказывается отломились полтора витка пружины. Запчастей для иномарок в радиусе 300 км не было, поэтому на честном слове и на том что осталось от пружины поехали дальше. Кстати сказать, километров за 5 до Белоусово хорошая дорога кончилась, и началась самая настоящая стиральная доска, а после Белоусово - обычная Карельская раздолбанная дорога. В общем въехали в Карелию, поломок больше никаких не было за всю дорогу. Еще боялись, что между поселком Октябрьский и Нигижмой не будет дороги, т.к. на карте совсем какая-то сомнительная тонкая полоска была, но нет, нормальная дорога оказалась.

Злосчастная стоянка с мошкой

Доехав до Каршево, спросили у местного бородатого дядьки, как проехать к мысу и можно ли вообще туда проехать? Он придирчиво оглядел машину, махнул рукой в сторону леса и сказал: "Туда может проскочите". Но мы не проскочили, встретив на дороге болото. Вернулись в деревню и в первом же доме договорились с местным парнем, что на следующее утро он нас на лодке по реке отвезет на место, проведет экскурсию и привезет обратно. Цена вопроса - 2500р. со всех. Его отец, кстати тот самый бородатый дядька, похвастался, что в прошлом году он на дороге, по которой мы только что пытались пролезть на нашем маленьком джипике, трактор засадил.

Забив все стрелки, мы отехали в лес недалеко от деревни, пообедали, дождались Леху с Ильей и встали на ночевку. Это было единственное место ночевки, где помимо комаров была еще и мошка. Страшное дело: есть приходилось на бегу, тем у кого не оказалось противомоскитных сеток.

День 3: Бесов Нос - Пудож - Повенец - Пиндуши

Отправление из Каршево к Онеге

Утром встретились в 9.30 и отправились вот на этой самой лодке вниз по речке Черная в сторону Онеги. Места очень красивые. До Онеги плыть километров 15, осилили за час с копейками.

Белка в Черной речке

Встретили белку, переплывающую реку. Она так быстро гребла, что фотки у всех четверых получились смазанные.

Устье черной речки

Красивейшее зрелище - устье черной речки. Лодку оставили около мыса справа, на котором лагерем стоял какой-то народ, и потопали в сторону Бесова носа (километра два).

Маяк на Онеге

Маяк нерабочий, лестница внутри частично разобрана, но при желании можно и наверх забраться. Когда пришли на место, наш экскурсовод показал нам, где находятся петроглифы, а сам пошел ловить рыбу, сказав, что во времени мы не ограничены.

Онежские петроглифы

Часа два нам хватило, чтобы все осмотреть, сфоткать и искупаться. И мы двинули обратно. Поймать ему кстати ничего не удалось, рыба видимо ушла за дальний кардон :)

Моторчик нашей лодки с самого начала не вызвал доверия и на обратном пути сломался, поэтому последние несколько километров плыли на весельной тяге. От нашей помощи проводник отказался и героически греб сам.

После Бесова носа заехали заправиться в Пудоже. Заправка - это что-то! Во-первых, где-то в лесу к ней ведет куча указателей. Во-вторых, сам вид заправки, и в-третьих, бензин: "check" на приборах загорелся почти сразу, но вариантов не было, запас бензина мы с собой не таскали.

Сандармох

Где-то ближе к Медвежьегорску свернули с трассы по указателю Сандармох. В конце 30-х тут много народу расстреляли. Мрачное местечко, тем более что было часов 10 вечера, и кроме нас там никого не было.

В Пиндушах часа два искали подъезд к Онеге, чтобы встать на ночевку, и не нашли. Вообще с местами ночевки нам очень не везло, наверное потому, что первый раз ехали. Ночевать пришлось у какого-то ручья за городом, на заброшенной дороге, возле кучи битого кирпича.

День 4: Пиндуши - Медвежьегорск - Беломорск

Карельская архитектура

Утром быстро собрались и покинули Пиндуши. В Медвежьегорске пополнили припасы, докупили газа для горелок и отправились в Беломорск - по плану было посещение беломорских петроглифов (Залавруга, Бесовы следки, Ерпин пудас). Хотя, где точно они находятся никто не знал, знали только, что рядом с Выгостровом.

В деревне Сосновец, что перед Выгостровом, подивились наглости местной скотины. Молодые бычки гуляли по дороге не обращая никакого внимания на машины. Кстати, когда через два дня ехали обратно, ситуация на дороге не изменилась.

Краеведческий музей в Беломорске

И вот мы подъехали к Бесовым следкам. Группа петроглифов там в здании, давно закрытом на реконструкцию. Тут надо сказать нам очень повезло, мы встретили женщину из местного краеведческого музея, которая договаривалась с корреспондентами с какого-то питерского канала об экскурсии в Залавругу, и мы к ним конечно же примазались. Экскурсию назначили вроде бы на 20.00, и у нас было еще часа три в запасе. Женщина эта (забыл как зовут) предложила показать краеведческий музей в Беломорске, и мы конечно согласились.

Залавруга

Часов в семь вернулись в Выгостров, успели поужинать быстренько (горелки рулят), покормить какого-то мальчика местного, он так смотрел на колбасу, что нельзя было отказать, и пошли смотреть Залавругу. Это вот и есть Залавруга - каменное плато с разбросанными по нему рисунками. Сейчас к Залавруге можно пройти пешком, а до 30-х годов это были островки на реке Выг, которую перегородили из-за строительства Беломорканала. Примерно в то же время были открыты и наскальные рисунки.

Белое море

Опять долгие поиски стоянки, несколько часов гоняли вдоль Белого моря и Беломорканала. Правда тут мы собирались остановиться дня на два. К двум часам ночи нашли прекрасное место на берегу моря, проехав по ухабистой грунтовке километра 4 за Беломорск. Был отлив, поэтому пошли побродить по осушенному дну в поисках мидий, но всех мидий сожрали чайки задолго до нас, поэтому попили чаю с бутерами, поставили палатки и легли спать.

День 5,6: Белое море, Беломорск

Лагерь на Белом море

Весь следующий день мы как тюлени только ели и спали. Ну еще сгоняли в Беломорск за продуктами и картридером, потому что кое-кто забыл кабель от фотоаппарата к ноуту. Еще купались и загорали, погода была отличная.

Беломорканал :)

Полная пачка беломора. Найдена во время прогулки в окрестностях Беломорска.

День 7,8: Беломорск - Калевала. Среднее Куйто

Карельские дороги

Из Беломорска выехали поздно, поэтому в Калевалу приехали ближе к вечеру. Да и дорога от М18 до Калевалы оставляет желать лучшего. То грейдер, то пни прямо из дороги торчат, то ямы вот такие. На обратном пути мы в канаве круизер разбитый видели - с управлением не справился.

Гостиница "Велт" в Калевале

Заехали в гостиницу местную, поужинали, узнали цены на жилье (двухместный номер вроде бы 650 р. стоит). Потом поехали искать место для стоянки, тут мы тоже собирались пару дней пожить и порыбачить, даже коптильню притащили. Погода портилась. Дождя пока не было, но тучи ходили свинцовые.

Озеро Среднее Куйто

Место для стоянки нашли быстро. Там если за Калевалу проехать, мыс есть выдающийся в озеро, вот там и встали. Рыбы не поймали, решили на следующий день попробовать. На следующий день пошел дождь, так что рыбалка накрылась. Просидели весь день под тентом на кухне, в перерыве между дождем вылезая за дровами. Погода становилась все хуже, в связи с этим решили на следующий день выдвигаться в сторону дома. По списку было еще посещение водопада Кивач, купание в Ладоге и экскурсия по Старой Ладоге.

Сосна Леннрота

Здешняя достопримечательность: сосна, под которой Элиас Леннрот Калевалу написал.

День 9: Калевала - Кивач - Кончезеро

Кивач

Утром позавтракали и поехали в сторону Кивача. По дороге никуда не заезжали, только сделали несколько остановок на перекус, и к вечеру подъехали к водопаду. Из полосы дождя выехали, и вечер с ночью выдались сухие.

Кончезеро

После Кивача поехали в сторону Кончезера, чтобы где-нибудь там заночевать. Стоянку, как водится, искали пару часов, намотали вдоль озера километров 20 по проселочным дорогам. Но стоянку нашли и заночевали нормально.

День 10: Кончезеро - Олонец - Старая Ладога

На следующий день быстро собрались, доехали до Олонца и поехали к Ладоге. В какой-то деревне встретили вот такой дом, сразу видно - патриот!

Ладога

Ладогу раньше никто не видел и зрелище потрясло всех. Настоящее море, с волнами. Вода теплая оказалась, поэтому накупались от души, вылезать не хотелось. Но надо было ехать дальше.

В районе Лодейного поля снимали разводной мост прямо из машины, вспоминая неудачный опыт съемки подобного сооружения на Беломорканале. Там мы в процессе поиска места для стоянки наткнулись на разводной ЖД мост, вышли сфоткать, на колючую проволоку и сторожевые будки внимания даже как-то не обратили. Но суровый голос из висящего на столбе громкоговорителя сообщил нам, что съемка запрещена, объект охраняется, номера наших машин в камеру видно, и они уже записаны, и что нам лучше убраться. С громкоговорителем не поспоришь, и мы развернулись, т.к. дорога там все равно кончилась.

Волхов

До Старой Ладоги добрались часам к 10 вечера, монастыри и музеи были уже закрыты, поэтому решили отложить экскурсию на утро, проехали за город и обосновались на берегу Волхова на ночевку.

День 11: Старая Ладога - Великий Новгород - Москва

Старая Ладога

В Старой Ладоге есть что посмотреть. Я даже не подозревал, что это такое интересное место. Тут мы встретили двух пенсионеров из Москвы (их видно на фото), которые тоже очень любят путешествовать. Объездили всю Карелию, Норвегию, Финляндию, все скандинавские страны. Причем только вдвоем и на "семерке". Раньше, говорят, тоже с палатками ездили, сейчас здоровье не то, гостиницу бронируют. Ехали они в Калевалу кстати.

На этом фотоотчет заканчивается, т.к. от Старой Ладоги мы почти без остоновок доехали до Москвы, всю дорогу шел дождь, дорога была тяжелая, мы изрядно устали. В Москве были около двух часов ночи. Два раза, в Тверской и Московской областях, останавливали гаишники за превышение скорости, но глядя на мою небритую физиономию и пропахшую костром машину, отпускали с миром. Вот и все, 11 дней пролетели как один, ждем следующего года, планируем новый маршрут. Спасибо за внимание, кто смог все досмотреть ))).

Больше фотографий от Макса на сайте-источнике