Крым (05.2008): отчет

В эту поездку мы отправились в составе четырех человек, немного раньше чем "Крымская тусовка". Моими спутниками были Серега Азаров с Мариной и Руслан. Так как я был единственным сведущим в крымских реалиях человеком, мне пришлось взять на себя роль идейного вдохновителя мероприятия. Поездка была запланирована как наполовину походная, наполовину цивилизованная. А основной задачей, которая должна была быть выполнена во что что бы то ни стало, было восхождение (наконец-то!) на Роман-Кош - высшую точку Крыма.

Это одна из лучших моих поездок. Во-первых, я наконец осуществил мечту, во-вторых, я считаю, что справился с возложенной на меня ролью. Но, хоть это может показаться странным, описывать эту поездку (кроме дня восхождения на Роман-Кош) я не буду. Последовательность событий поездки можно проследить в альбоме (кстати фотографировала в этот раз только Марина, на большой и умный фотоаппарат). Ну а если в двух словах, то приехали в Бахчисарай, далее пещерные города: Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Мангуп-Кале. Потом Гурзуф и восхождение на Роман-Кош. И закончили поездку посещением Нового Света и горой Караул-Оба. В Новом Свете я побывал уже в пятый раз.

Восхождение на Роман-Кош

Высшая точка Крыма, гора Роман-Кош, 1545 м. Находится у северного склона яйлы Бабуган, которая входит в Главную гряду Крымских гор. Роман-Кош не выглядит грандиозным пиком, возвышающимся над всем вокруг. В этом плане Чатыр-Даг, который совсем немного ниже, выглядит гораздо значительнее. А Роман-Кош - это всго лишь невысокая горка на высокогорном плато. Но поверьте, это нисколько не умаляет ее прелести. Ближайший по прямой город на побережье - Гурзуф. Но из-за северного расположения, с побережья Роман-Кош не просматривается.

В Гурзуф мы приехали исключительно с этой целью. Правда можно подняться на Бабуган с другой стороны Гурзуфского седла, с Романовского шоссе, но этот вариант не рассматривался, как неинтересный и непонятный. В Гурзуф приехали ближе к вечеру после очень насыщенного дня: были в Качи-Кальоне и Мангупе. Восхождение было запланировано на следующий день. Еще вечером нас поразило, насколько высокими и неприступными выглядят горы из Гурзуфа. Это не удивительно - находятся они здесь всего в 6-7 км от берега моря, а Главная гряда достигает в этом районе наибольших высот. "Прикиньте, завтра нам нужно будет туда залезть!" - "!!!"

Огромное спасибо тому, кто когда-то выложил в интернет эту схему и отчет. Они (схема и отчет), в отличие от карты, нам реально помогли! Как мы шутили - идем "по пачке Беломора".

И вот, на следующее утро (даже относительно рано) мы, взяв с собой самое необходимое, а именно: отчет с картой, сыр с колбасой, воду с вином, фотоаппарат с фотографом, сняли машину и поехали из Гурзуфа в соседнюю Краснокаменку. С погодой нам исключительно повезло, хотя московские прогнозы немного вызывали опасение.

Весь путь на Роман-Кош с юга можно поделить на 2 части: 1 - от побережья до перевала Гурзуфское седло (1388 м), 2 - вдоль перевала на восток, выход на Бабуган и по яйле до Роман-Кош. Со второй частью все предельно ясно, а вот первая часть с самого начала допускает два глобальных варианта прохождения: по старой лесной дороге типа "серпантин" от п. Партизанское (примерно 20 км) и из Краснокаменки по лесным тропам - гораздо ближе и интересней. Естественно, мы выбрали второй вариант. Следуя директивам отчета, в Краснокаменке доехали до ныне пришедшей в упадок автобазы на самом верху поселка. Отпустили машину, договорились, что вечером созвонимся. Настроение было на 5+. Я ощущал себя участником событий эпопеи "Властелин колец". Нам предстоял настоящий квест, неизведанный путь, в конце которого была награда - осуществление мечты.

Постояв немного и проникнувшись грандиозностью предстоящего, мы засекли время и отправились в путь. По отчету первым делом от автобазы нужно было выйти на верх заброшенного карьера. С этой задачей мы справились легко, хотя уже начали перестраховываться и "до дыр" засматривали схему и зачитывали отчет (впрочем так было на протяжении всего пути). С края обрыва открывается отличный вид на Красный камень и Аю-Даг у моря.

Немного передохнули, я зачитал традиционную "культурную страничку" об окружающей местности. Сверились с отчетом и схемой - дальше и довольно скоро нам предстояло выйти к роднику и на маркированную тропу. Дорога как-то подозрительно забирала влево. Ни родника, ни маркировки не наблюдалось. На развилке я категорически настоял на том, чтобы свернуть, все-таки в итоге нам нужно было на север, а не на запад. "Перекресток" был "равнозначный" - невнятные колеи в обоих направлениях. Ну кто ж знал, что идти надо было именно налево, и совсем скоро мы бы вышли на искомую тропу?

Через некоторое время мы уже шли просто по лесу. Да, заблудились. Старались выдерживать направление на север и в какой-то момент уперлись в русло ручья. Это уже было кое-что. На схеме было несколько русел, и все они в принципе шли с севера на юг. Было решено двигаться вдоль этого русла, пока что-нибудь не прояснится. Берега стали крутые и высокие, мы явно шли наверх, что не могло не радовать. Вообще я нисколько не жалею, что мы сбились с пути. Это добавило немного остроты ощущений, а вокруг было очень красиво. Фантастический лес с огромными деревьями, камни, ручьи овраги. В какой-то момент русло раздвоилось. Сомнения усиливались. Вышли на более-менее горизонтальное возвышение местности, чтобы передохнуть и подумать, что делать дальше. Я решил пробежаться вокруг, осмотреться. Нашел поваленную сосну у какого-то обрыва. Залез на нее и обнаружил, что мы куда-то вышли: С двух сторон просматривались горные вершины, и я ошибочно принял это место за Гурзуфское седло (до него еще было пилить и пилить!) Но бог с ним с седлом - продолжая осмотр местности, буквально в 100 метрах от нашего привала я нашел тропу! Ту самую, маркированную! Ура. Жизнь налаживается. Когда мы вышли на тропу, у меня случился приступ топографического кретинизма - сбили с толку горы, которые я принял за Гурзуфское седло, а они были в обратном направлении! В общем, если бы не мои спутники, которые никуда не бегали вокруг и сохранили чувство нужного направления, я бы с уверенностью поперся по тропе назад в Краснокаменку.

Итак, у нас появилась определенность. Можно было вновь обратиться к отчету и следовать ориентирам. Тропа неуклонно вела нас вверх. Уклон везде примерно одинаковый и довольно крутой, что несколько утомляло. Но это в полной мере окупалось красотой и чистотой мест, которые мы проходили. Вековые сосновые и буковые леса, кристально чистый воздух, обалденные запахи. Надо отметить, что вся дорога на Роман-Кош проходит по территории заповедника (мы кстати были готовы к встрече с лесниками, но нам повезло, был еще несезон) и наверное поэтому за все время мы практически не увидели следов пребывания "цивилизованного" человека (ну всего несколько раз пустые бутылки). Из животного мира видели только белок. Прошли второй родник, обозначенный в отчете. Через некоторое время тропа уперлась в довольно приличную дорогу. Маркеры пропали. Мы догадались, что это была та самая лесная дорога из Партизанского! Здесь нам опять помогло указание из отчета: прошли по дороге немного влево и нашли сокращенку, ведущую через большую поляну к следующему витку серпантина. То, следующее пересечение мы тоже идентифицировали - там был третий родник... а у родника турист набирал воду - первый человек, встретившийся на нашем пути. Поговорили. Оказалось что это "тру" туристы, которые в полном снаряжении идут по всей большой гряде. Недалеко от родника у них был разбит лагерь. Двое из их команды в данный момент были в радиалке на Роман-Кош. Уточнили у них, правильно ли идем. Оказалось правильно, дальше надо было пересечь поляну, таким образом срезав еще одну петлю серпантина, а там по "Партизанской" дороге до Гурзуфского седла оставалось совсем чуть чуть.

С лесной дороги в тех местах открывается вид на побережье с Аю-Дагом. Местность открытая, дорога вилась, огибая впадины. И вот мы дошли до Гурзуфского седла! Перепутать это место невозможно. Знаменитый перевал, который, находясь на Романовской дороге, с древних времен связывал Гурзуфскую долину с центральным Крымом. Перед нами был спуск через перевал на другую сторону к Романовскому шоссе, налево дорога уходила вдоль перевала через "Беседку ветров" к Никитской и Гурзуфской яйлам. А направо... Да! Последний рывок перед выходом на Бабуган-яйлу, к финишной прямой на Роман-Кош! Повернули направо, пошли. Впереди был виден крутой подъем - выход на "крышку стола" Бабугана. Это было самое крутое и выматывающее место за весь путь. Солнце нещадно шпарило. Встретили двоих туристов из той команды, поинтересовались, не заплутаем ли мы на Бабугане. "Все дороги ведут на Роман-Кош!" - примерно таким был ответ.

Последние метры пытки и... Это надо испытать, чтобы понять! - Перед глазами открылась прекрасная холмистая равнина. Но с одним "но": равнина на высоте полтора километра над уровнем моря! Место какое-то райское, но рай этот не "попсовый" с пальмами и коктейлями, а настоящий, где душа находит успокоение в безмолвии и бескрайности, в живительном холоде и чистоте. Дул довольно прохладный ветер, пришлось надеть майку, а чуть позже даже свитер. Мы легли на землю и долго лежали наслаждаясь окружающей нас благостью. Впереди была финишная прямая. Торопиться необходимости не было...

Мы шли по яйле. Периодически на пути попадались остатки снежников, в это время года уже небольших размеров и достаточно грязные. Скоро на одном из холмов впереди стал просматриваться крест. Она! Я ушел далеко вперед. Мне просто необходимо было пережить этот момент в одиночку. Если присмотреться, на фотографии справа можно разглядеть две точки: крест на вершине Роман-Кош и меня, идущего навстречу своей мечте. Я не смогу передать словами те чувства, которые овладевали мной эти последние минуты, как они сменяли друг друга. Как били через край эмоции, доводя до слез, когда до вершины оставалось несколько метров. И ту эйфорию, которая охватила меня на вершине и вылилась в крик радости... Потом я ждал своих друзей и наблюдал как радовались они.

На вершине ветер был гораздо сильнее (еще бы, высшая точка, которая ничем не защищена). Единственный способ чувствовать себя комфортно - распластаться по земле. Позавидовал Сереге с Мариной, которые взяли с собой дождевики. Лежали, ели орешки. Марина фотографировала. Потом открыли бутылку "Черного полковника", выпили за вершину, сделали общую фотографию и сбежали под уступ на склоне, чтобы хоть как-то укрывшись от ветра допить вино и поесть сыра с колбасой. Потом я в одиночку вернулся на вершину. Но как это бывает после бури положительных эмоций (а еще и выпитое вино, которое уже утратило свой бодрящий эффект, а принесло тяжесть в голове) в душе у меня была грусть, а в теле усталость. Все закончилось, пора было возвращаться... и придумывать себе новую мечту.