Карелия, Кольский (07.2011): отчет

Пришел июль, и пришла пора исправлять ошибки прошлого года. "Догоним и перегоним!" В планах, помимо незавершенных дел в Карелии, пеший поход на Сейдозеро, что в Ловозерских тундрах на Кольском полуострове. И это основная цель поездки. В путешествие собралась команда из 6 человек: я, Олег с Басей, Серега, Руслан и моя однокурсница Юля. Перед самым отъездом по некоторым причинам нас осталось трое: я, Серега и Руслан. Унывать мы не собирались... И поехали!...

Дорога на Кольский

День 1: Москва - Вологда

Поехали естественно на одной машине (на моем "Тагере"), значительно сократив себе объем багажника (по схеме "на двух машинах" я планировал сложить задние сидения). Ехать решили традиционно: туда по Ярославке, назад по Ленинградке. Утром делали заключительные закупки, и выехать пораньше как всегда не получилось. Так что добрались в первый день только чуть дальше Вологды. Хорошего места для ночевки найти никак не удавалось, и встали в итоге в чистом поле. Это был единственный раз, когда нам пригодился газовый фонарь (остальные ночи были светлыми... а на Кольском их не было вообще!)

Накануне поездки мы с Серегой купили самораскладывающиеся палатки (ну очень хотелось попробовать, как это). Да и для автомобильного туризма это то что "доктор прописал". В эту ночь мы их и протестировали. Удачно.

Пожарили мяса, попили пива, послушали Paradise Lost. С этого, самого первого, дня у нас сместился на несколько часов режим... в общем легли под утро, встали ближе к обеду.

День 2: Вологда - Чемужи

Немного опасались того момента, когда придется складывать пресловутые самораскладывающиеся палатки, но ничего, справились с первого раза. Послушали Pink Floyd "On The Turning Away", которую еще раньше решили сделать "отходной" песней поездки, планировали исполнить ее на гитаре и волынке... немного взгрустнув и передав Олегу энергетический посыл, поехали дальше. Выезжая с поля, узнали, что ночевали мы рядом с кладбищем... Paradise Lost... Привидения наверное остались довольными.

Из-за того что в первый день проехали меньше чем собирались, нужно было перепланировать место второй ночевки. Я позвонил Максу, и он посоветовал встать на берегу Онеги, на Чемужской губе. На том и порешили. По пути традиционно остановились на въезде в Карелию для фотосессии и послушали Amorphis. Вообще эта поездка получилась как никогда музыкальной. Разноплановой музыки я набрал огромное количество, и мы послоянно что-то слушали... а иногда и исполняли, но редко... и об этом позже. По дороге заехали на Куков родник. Искупаться не решились, просто набрали воды.

Доехали до Чемужской губы и обнаружили, что самые хорошие и легкодоступные места стоянок заняты. Ломанулись "в леса", стараясь следить за береговой линией по навигатору, чтобы не очень удаляться. Навигатор кстати у нас был один, автомобильный, Garmin Nuvi 1300. На туристический мы так и не разорились, о чем конечно же пожалели. Позже. Поиски места для стоянки принесли первый урон защите моей машины, которую я поставил непосредственно перед поездкой. Уж не знаю во вред или во благо, дорожный просвет стал меньше, и те камни и кочки, которые я раньше бы прошел не заметив, теперь я "собирал" днищем. Кстати как-то само собой получилось, что машина получила (то есть "получил", ибо "он") имя "Дружище", и никак иначе его теперь не называли. Место в итоге нашли, и совсем неплохое. Я, долго не думая, искупался в Онеге. Поели, попили пива (да, мы пили каждый день, но почти всегда, за исключением пожалуй одной ночи, без фанатизма). Мы с Серегой немного помузицировали. С собой мы взяли маленькую походную гитару, которая на удивление звучит абсолютно "по-взрослому". U2, Coldplay... вроде... что-то еще наверное... Я предусмотрительно взял с собой распечатки текстов.

День 3: Чемужи - Ревда

В предыдущий день проехали мы опять мало. И в этот день нам предстоял (без вариантов) серьезный перегон до конечного пункта назначения - поселка Ревда на Кольском полуострове. То есть перед нами с юга на север лежала практически вся Карелия и половина Кольского полуострова.

Несмотря на нехватку времени, мы все-таки сделали крюк и заехали пообедать в Кемь, как в прошлом году. Уж больно нам тогда понравилось разнообразие блюд и демократичность цен. В этом году там было как-то попроще, но все равно неплохо. Обедали на балконе, было жарко, но дул сильный ветер, и ощущалась близость моря.

Ближе к повороту на Лоухи случилось то, о чем мы боялись говорить вслух: начала портиться погода. На заправке на повороте отказывались заливать бензин из-за грозы. После поворота на Чупу на достаточно протяженном участке дороги был ремонт. Машины пускали по очереди в каждую сторону. Снятый асфальт, камнелом по обочинам, в совокупности с дождем зрелище было удручающее. Немного успокаивала мысль, что ехать еще долго, и на Кольском возможно погода будет лучше.

Полярный круг проехали не останавливаясь, так как в этом месте был просто ливень. Ощущение того, что ты уже не в Карелии, начало появляться по мере того как местность стала гористая, а дорога извилистой. Места там красивые, но в тот момент красоты было особо не видно, да и не до нее было. Очень хотелось спать, и не оставляла мысль, что возможно придется ставить палатки под холодным дождем. Вообще мы планировали снять номер в гостинице в Ревде, но заранее не заказали, а расчетное время прибытия в Ревду близилось к трем ночи. Так что шансы на успех были невелики.

Когда свернули с Мурманской трассы на дорогу в Ловозеро, дождь перестал, настроение поднялось. Но не надолго - повернули на Ревду, и в поселок мы въезжали снова под дождем. В Ревде первым делом наткнулись на ночной магазин. Это был несомненный плюс. Помимо магазина и одинокой патрульной машины, циркулировавшей по поселку, на улицах не было ни души. Мертвый город. В навигатор были забиты координаты гостиницы. Там ее не оказалось. Покружили по улицам, не нашли, в итоге спросили в магазине. Все оказалось очень просто.

Гостиница в Ревде расположена в мрачном сером (впрочем как большинство в этом поселке) здании явно не гостиничного типа. В соседнем подъезде находятся прокуратура и мировой судья. Разбудили дежурную. С номером нам повезло, он был. Внутри гостиницы (особенно на лестнице, где можно курить) ощущаешь себя как в каком-то советском учреждении, в котором тебе категорически не хочется быть. Хотя так было в ту ночь - следующее наше посещение этой гостиницы было намного радостнее. Наскоро похватав самые необходимые вещи, вселились. Что-то поели, чуть-чуть выпили и упали спать. Завтра предстоял тяжелый день и полная неопределенность с погодой.

Сейдозеро

День 4: Ревда - Сейдозеро

Поход на Сейдозеро я запланировал еще перед прошлогодней поездкой, и реализовать эту идею в этот раз было главным элементом программы. Сейдозеро - это одно из самых ярких так называемых "мест силы" русского севера. В интернете о нем полно информации, и я ничего здесь рассказывать не буду. Скажу лишь о своей мотивации при выборе этого места. Кто-то идет на Сейдозеро, чтобы насладиться красотами Ловозерских тундр, кто-то жаждет найти следы древней цивилизации, инопланетян, снежного человека, etc. Я верю в то, что место это непростое, но мне бы хотелось не фанатично там что-то искать, а чтобы само это место дало мне шанс что-то понять о себе. Обидно, но по мере приближения места и времени настрой мой оказался неправильным, я оказался не готов к восприятию, и у нас получился просто поход. Но совсем неплохой поход! Пусть это будет "пробным шаром", я обязательно вернусь на Сейдозеро, и буду другим.

Проснулись мы в умытой ночным дождем солнечной Ревде, наполненной голосами, песнями и ощущением праздника. Население во всю отмечало День города. Проснулись в обед, но нам просто необходимо было выспаться перед переходом. Погода была просто идеальная - солнце и прохладный ветерок. Вот правда вид из окна гостиницы на горы и тучи над ними немного настораживал. Поели, собрали вещи и поехали к горнообогатительному комбинату (он же рудник Карнасурта) - именно оттуда начинаются пешие маршруты к Сейдозеру со стороны Ревды. Варианта собственно два. Первый вариант: подняться на перевал Эльморайок и дальше по долине реки (или все же ручья?) с тем же названием плавно спуститься к устью реки на Сейдозере. Второй вариант: от перевала пойти не вниз, а забраться восточнее на плоскогорье и перед самым озером преодолеть крутой, но скорее всего короткий спуск. Первый вариант привлекал меньшим километражом и отсутствием крутых подъемов и спусков, но серьезно отталкивал качеством пути: русло реки с камнями разной величины, сетью ручьев, болотами, лесными дебрями... в общем разными прелестями. Второй вариант обещал быть длиннее, возможно значительно длиннее, крутой подъем вначале, непредсказуемый спуск в конце, но он привлекал предполагаемой простотой основной части пути по пустынному плоскогорью и феерическими видами с высоты на подходе к Сейдозеру. В общем сначала мы больше склонялись ко второму варианту, но судьба распорядилась иначе.

По дороге к комбинату рассмотрели горы. В горах лежал снег. Не сплошной покров конечно, но отдельных снежников было много. И это, заметьте, в середине лета, при том что высота гор в том районе колеблется всего-то в районе 600 метров! Погода... и все-таки она решила нас не баловать, а наоборот предоставить серьезное испытание. Поднявшись на машине к комбинату, мы оказались в беспросветной зоне дождя и сильного холодного ветра. "Это заполярье сынок..." На фотографии вполне доходчиво видно, куда нам предстояло идти. Честно говоря, мы немного растерялись. Сидим в машине среди кучи вещей, рюкзаки не собраны, за бортом дождь. На наше счастье на автобусной остановке у комбината была железобетонная будка, которой мы воспользовались для сортировки и сбора вещей в дорогу, и даже сварили там обед. К остановке подошла группа туристов, только что спустившихся "оттуда": "Ну как там? Полная ...?" - "Полная..."

Там, у комбината, на нас "снизошло откровение", что мы абсолютно не готовы к походу в горы в условиях сильного дождя и ветра. Обуви непромокаемой у нас не было, а из защиты от дождя были дождевики типа пончо, годные разве только на то, чтобы добежать от машины до магазина. Тогда мне пришло в голову, что в Ревде непременно должен быть магазин для обслуживания рыбаков и туристов. Оставив Руслана заниматься сборами, мы с Серегой поехали назад в Ревду. И таки да, нашли мы такой магазин. Купили раздельные дождевики типа "омоновец" и "лесник" и три пары резиновых сапог со стельками и вкладышами. На душе как-то сразу стало радостнее и теплее.

Время неумолимо двигалось, пора было выходить. С собой собрали минимум вещей, о лодке пришлось забыть. В итоге я и Руслан должны были нести большие рюкзаки, а Серега маленький рюкзак и две несуразные в данной ситуации самораскладывающиеся палатки. Остальные вещи покидали в машину, и отогнали ее на стоянку типа "обочина". Было как-то немного стремно, но другие машины там тоже стояли. Правда с местными номерами. В предварительно заряженном "под завязку" навигаторе мы имели несколько точек, наиболее важными из которых в тот день для нас были перевал Эльморайок и место хорошей стоянки на северном берегу Сейдозера, до которой планировалось дойти в тот день... ночь... утро...

Точки текущего положения и места назначения - это все, что мог предоставить автомобильный навигатор в той местности. Хотя нет, еще было синее пятно (Сейдозеро) и синяя палка (ручей Эльморайок). Я конечно это учел и дома распечатал на цветном принтере на листе формата А4 топографическую карту Ловозерских тундр. Навигатор нужно было использовать крайне экономно, чтобы батареи хватило на все время. О записи трека даже речь не шла, только "включил-выключил" для определения положения. Собрались выходить, и тут встал резонный вопрос: "А куда идти то?" Вышли из будки, поговорили со служащим комбината. Он был в шоке, от того что мы собираемся в горы в шторм, рассказывал страшные истории о группе, которая накануне тоже в шторм спускалась где-то с обрыва на веревках... я так и не понял, все там у них нормально закончилось или нет. Уговаривал переждать. Но у нас-то график! От него мы узнали примерное направление, и то что путь периодически отмечен каменными вешками. Да, и идти надо через перевал. Да мы и сами уже поняли, что соваться на плоскогорье в такую погоду лучше не стоит. Его, этого плоскогорья, было даже не видно в дождевой взвеси.

И вот, наконец, около 8 вечера, мы, хлебнув рома, и взвалив на себя свой скарб, встали на тропу... войны.

Начав с территории комбината, которая незаметно закончилась, мы начали подъем к перевалу. Боги, видимо оценив наше упорство, практически сразу выключили дождь, впрочем оставили при этом пронизывающий ветер, который теперь был нам не так страшен. Проблема скорее крылась "изнутри": кондовые омоновские дождевики создали парниковый эффект, и мы предвкушали, как будем выжимать по приходу всю одежду. Но все равно это было лучше, чем если бы мы пошли налегке, ветер был действительно очень холодный и сильный, а прямо перед нами вверху (там, куда мы шли) висела вода. Уж не знаю, как это назвать - облака, туман, дождь - но это было мокрым, и мы это испытали.

Не помню точно в какой момент, но достаточно быстро, вскрылась одна неприятность: мы забыли в машине распечатку карты. Теперь у нас был только невнятный навигатор, который мог умереть в любой удобный ему момент. Особо мы не расстроились, так как направление казалась нам вполне ясным, тем более была возможность оценить свое текущее положение. Карты нам сильно не хватало на обратном пути, и мне лично на самом озере (для идентификации объектов, которые я видел). Пока же мы шли по тропе. Правда у нее было свойство внезапно обрываться на неопределенные сроки, и мы немного плутали, но направление было одно, к тому же скоро начали попадаться пирамидки-сейды (новоделы конечно), указывающие направление пути. Навстречу нам с перевала тек ручей (как я теперь понимаю, Ильмайок - "антипод" Эльморайока, впадающий в озеро Ильма у комбината).

Сейчас, пытаясь восстановить четкую последовательность событий и детали, я испытываю некоторые трудности. Возможно, просто не задавался целью запоминать. Цель была одна: идти в правильном направлении и дойти. Но тем не менее. Дорога стала труднее, круче. Ветер сильнее, вода сверху мокрее: мы поднимались. Навигатор я упаковал в полиэтиленовый пакет, доставали его все чаще. Сейды находились не всегда, хотя и считается, что от одного должно быть видно следующий. Видимо мы приближались к перевалу. Ветер был такой, что натурально сдувал. Особенно "весело" было Сереге с двумя блинами-палатками. Идти приходилось зачастую не по тропе, а по лавовым обломкам, из которых в большинстве своем и состоит поверхность тамошних гор. Здесь нужно сказать пару слов о резиновых сапогах. Есть в них и плюсы, и минусы. В них сухо - это плюс. Резина подошвы настолько "липкая", что не скользишь даже на подводных камнях - тоже плюс. Подошва мягкая и тонкая, голеностоп не зафиксирован - два огромных минуса, от которых с течением времени и километров начинаешь просто выть. Думайте сами, решайте сами... Момент, когда мы вышли на перевал, остался для меня почти загадкой. Была такая ситуация, что сейды оказались в прямой видимости как впереди нас, так и слева вверху. Видимо и те, и другие служили обозначением не пути по долине ручья, а какого-то другого пути, уходящего на то самое плоскогорье, по которому мы сначала хотели идти. Мы решили придерживаться ручья, и стали забирать вправо и вниз. Наверное как раз в тот момент начался наш спуск с перевала на другую сторону гряды.

Русло ручья Эльморайок (а именно по нему дальше мы продолжали путь) в начальной стадии представляет из себя камнелом, под которым в глубине журчит вода. Время от времени камнелом перемежается остатками снежников, идти по которым гораздо приятнее, хотя нужно быть очень осторожным и не прыгать на истончившиеся края. Снежники попадались очень красивые. На ручье встречались запруды и водопадики с гротами. Вскоре на горизонте мы увидели котловину Сейдозера и кусочек западной части самого озера. Ура! Именно туда нас должен был вывести ручей Эльморайок.

Следующим ключевым моментом нашего пути был обрыв, а внизу лежала во всей своей красе долина ручья (уже полноводного), переходящая в котловину озера. Горы кончились, финишная прямая к озеру! Прямо под нами какой-то турист располагался на ночлег. Это выглядело немножко странно, казалось бы, светло, иди себе и иди. А на самом-то деле ведь уже была ночь! Кстати шли мы так сказать "без обеда", поклевывая сухофрукты из пакетиков. Но позволить себе такую роскошь как полноценный прием пищи и тем более промежуточную стоянку мы не могли, нас ждало Сейдозеро. Когда мы стояли на вершине обрыва, оставшийся путь сверху казался нам парой пустяков. Как же жестоко мы ошибались!

С горем пополам спустившись с обрыва, мы поняли, что путь, который так хорошо на всем протяжении просматривался сверху, абсолютно невнятен, когда находишься внизу. Те же камни в русле и вокруг, изредка тропа, также внезапно обрывающаяся, иногда попадаются сейды. К камням добавилась еще одна беда, которой не было в горах, растительность. Часто приходилось продираться через заросли травы, кустарника и низкорослых деревьев. Ветра практически не было, и как следствие появились бесчисленные комары и другие насекомые. Сейчас, смотря на пройденный нами путь по карте, я вижу, что расстояние по долине примерно равно расстоянию по горам. А тогда, спустившись с обрыва, мы думали, что уже почти дошли. Объективно вторая половина пути была легче первой, но мы настолько устали, что далась она нам тяжелее.

У меня заболело колено - видимо с непривычки перенапряг связки, прыгая с рюкзаком по камням. Сначала боль была терпимой, но после очередного привала, когда я посидел без движения с согнутыми ногами, она стала просто невыносимой. Любое движение в суставе отдавалось дикой болью, скорость моего передвижения снизилась в два раза. Шел я, стараясь не сгибать больную ногу, переложив всю работу на здоровую. Позже мне это аукнулось.

На подступах к озеру мы оказались в настоящем лесу. Тропинка больше практически не терялась. Вместо сейдов указателями пути теперь выступали маркеры лесничества на деревьях. В лесу наткнулись на лагерь туристов, которые еще не спали. Часть из них шла с озера, вторая часть собиралась туда завтра. Узнав, что до озера около получаса ходьбы, а до хорошей стоянки на северном берегу (если мы правильно поняли друг друга) около часа, мы немного приободрились. На деле получилось дольше. Мы шли и шли, а озера все не было...

Но все плохое (как и все хорошее) заканчивается, и наступил момент, когда за деревьями замаячила большая вода. Мы дошли до Сейдозера. Если точнее - до его западного берега. И вот оно лежало перед нами во всем своем величии, протянувшись на 8 километров с запада на восток. Далее наш путь огибал озеро с севера и заканчивался примерно посередине длины озера на удобной стоянке прямо у воды. По самым оптимистичным прикидкам идти нам оставалось около четырех километров... и мы поняли, что пройти их не сможем. Решено было искать место временной стоянки для ночевки.

Продолжая путь по маркированной тропе, вскоре по левую руку от себя в отдалении мы увидели главную достопримичательность Сейдозера - скалу с изображением великана Куйвы. Великан улыбался, может быть немного снисходительно, но точно не злобно. Встать у воды в том районе невозможно, так как озеро начинается прямо за обрывающимися лесными дебрями. Несколько хороших мест были уже заняты, но наконец и нам повезло, и мы нашли несколько замусоренное, но вполне ровное место с костровищем.

Мы дошли. Было что-то около 5 утра. Первым делом начали снимать с себя и развешивать для просушки всю одежду. Как я и говорил ранее, промокла она (насквозь) изнутри! Несмотря на усталость мы осилили сварить суп и выпить рома. После чего попадали по палаткам и заснули мертвым сном.

День 5: Сейдозеро, северный берег

Проснулись поздно, во второй половине дня. Чем дальше, тем очевиднее становилось то, что реализовать грандиозные планы на Сейдозере нам не удастся. На следующий день с утра уже нужно было отправляться в обратный путь. Про южный берег со всеми его достопримечательностями приходилось забыть. Точнее оставить на следующий раз. В этот день нам оставалось лишь дойти до нормальной стоянки на северном берегу.

Погода была хорошая. Некоторая облачность не мешала солнцу и не предвещала дождя. Путь пролегал по вполне сносной тропе через лес, вдоль самого берега Сейдозера. Судя по точке, записаной в навигаторе, стоянка находилась между двух ручьев, стекающих с гор в Сейдозеро. Местами тропа, идущая вдоль северного берега, отдаляется от озера и огибает слева или справа маленькие живописные озерца, как имеющие, так и нет выход в Сейдозеро.

Пропустить место стоянки невозможно. После лесных дебрей, подступающих вплотную к воде, мы оказались на поляне с костровищем, за которой был открытый песчаный берег тихой уютной бухточки. Не долго думая, я разделся и искупался в Святом озере. Вода холодная. Постарался проникнуться идеей уважительного прикосновения к чему-то особенному. Надо отметить, что на Сейдозере мы вели себя весьма пристойно. Не было шума и дурацких шуток, как и древние лопари мы не мыли в озере грязную посуду.

Вечер принес с собой уныние. Затевать что-то глобальное не имело смысла. Было два варианта: либо пить виски, либо ложиться спать. Первый вариант отмели сразу. Во-первых, завтра тяжелый переход, во-вторых, употреблять алкоголь на Сейдозере изначально не планировалось. Второй вариант мне тоже категорически не нравился. Я выспался и не мог смириться с мыслью, что вот так бездарно сижу на берегу, упуская последнюю возможность хоть что-то предпринять. В общем, когда все начали впадать в анабиоз и расползлись по палаткам, я отправился в радиалку на восток по северному берегу.

Конкретных целей я себе не ставил, решил идти пока идется. Ноги болели, но без рюкзака это переносилось легче, и я постепенно "расходился". Настроение резко улучшилось, я шел, фотографировал, отбивался от комаров и пытался, глядя на противоположный берег озера, воскрешать в памяти названия с забытой карты. Один раз, когда я огибал маленькое озерцо, я отметил резкую смену климата. Стояло полное безветрие, температура ощутимо повысилась, было ощущение, что попал в какие-то субтропики. Места порой были болотистые, и я всячески старался не промочить свои треккинговые ботинки - идти на следующий день в Ревду в резиновых сапогах очень не хотелось.

Из названий того, что я мог увидеть на другом берегу, я помнил ручей Чивруай и гору Нинчурт. Надо сказать, что даже сейчас, имея перед глазами фотографии и карту, я не могу с полной уверенностью их сопоставить. В тот же момент я пребывал на пике топографического кретинизма. Например, как-то, выйдя на открытое место на берегу, я, благоговейно взирая на гору, которая находится между долин ручьев Сейдуай и Чивруай, был уверен, что лицезрею Нинчурт, которая на самом деле находится гораздо восточнее. Но зрелище было действительно впечатляющее, усиленное еще тем, что над Сейдозером сгущались тучи...

...А чуть позже пошел дождь. Сколько раз я уже убеждался, что на севере вторая половина дня и ночь - это "время риска" в плане дождя. Как я уже сказал, на мне были ботинки (замшевые), которые мне было очень жалко промочить. Также на мне была вся теплая одежда. Дождевика с собой не было, и я, чтобы хоть частично сберечь одежду (надежда успеть ее просушить была сомнительна), снял кофту и спрятал ее под жилетку, оставшись с голыми руками.

Но несмотря на дождь я не мог повернуть назад, не достигнув хоть какой-то цели. Край озера казался уже таким близким. Вскоре лес расступился, и я увидел дом на пригорке. Это оказался кордон. За домом стоял мотоцикл с коляской (интересно, как они туда проезжают?) Восточный берег озера лежал передо мной, но идти дальше не было смысла. Следующей интересной точкой, которую я помнил, было начало ручья Сейдъяврйок, соединяющего Сейдозеро с Ловозером. Но до туда было еще слишком далеко, а дождь усиливался.

Я повернул назад. Скоро я насквозь промок снизу по пояс. Плакали мои ботинки. Хотя в этом был и свой плюс: теперь можно было шлепать по болотам, не разбирая дороги. Идти было тяжело и больно, к тому же уже дала о себе знать усталость. Всячески подбадривая себя, я шел с одной мыслью: наплевать на все, идти быстро и не останавливаться. Благодаря этому мне удалось дойти до лагеря не замерзнув. Ввалившись в палатку, я снял с себя всё мокрое и свалил в кучу в ногах. Просушить возможности не было. Да здравствует переход в Ревду в сапогах! Было наверное что-то около пяти утра. От души наевшись хлебцами и сухофруктами, я забылся коротким сном.

День 6: Сейдозеро - Ревда

Проснувшись, я сразу не смог вылезти из палатки. Любое движение отдавалось дикой болью в обеих ногах. Приехали... Выкинул наружу мокрую одежду, кое-как выполз. Погода стояла идеальная - на небе ни облачка, солнце, тепло. Намазал ноги обезболивающей мазью и потихоньку начал пробовать совершать движения, избегая сгибания ног в коленях. Разложил одежду и ботинки сушиться - при таком как в тот день солнце можно было надеяться на успех (кроме ботинок, здесь никаких шансов не было).

Представляя себе все ужасы подъема по камнелому долины Эльморайок, мы решили испробовать путь по горам. То есть нам предстояло совершить крутой, но скорее всего достаточно короткий подъем, дальше идти по плоскогорью до самого перевала Эльморайок и спуститься от него к комбинату по уже известному нам пути. Проблема была в том, что мы не знали, где выйти на подъем. Горы вдоль озера крутые, и ошибиться не хотелось. И тут Куйва послал нам подсказку. По берегу озера мимо нашего лагеря шел мужик. Мужик оказался геологом, а шел он как раз из своего лагеря в горах на кордон, где я побывал накануне. Он подробно, с ориентирами объяснил нам, где нужно сворачивать от берега в горы. Оказалось, что это буквально в двух шагах. Идти нам предстояло по долине одного (западного) из двух ручьев, между которыми была наша стоянка. Геолог пожаловался на местную власть, которая не разрешает выходить в озеро на плавсредствах - хорошо, что мы не притащили лодку...

...Мы поднимались по тому, что когда-то было колеями от автомобильных колес. Сейчас это было две вполне сносных каменистых тропы. Даже я со своими больными ногами в виду того, что поверхность была достаточно ровной, страдал больше от крутизны подъема чем от боли. Было тепло, а под рюкзаком, да на подъеме - просто жарко, даже в майке.

По мере подъема за нашими спинами начала открываться грандиозная панорама Сейдозера. Только за одно это стоило преодолеть крутой подъем. В обоих фотоаппаратах садились батарейки, а мы фотографировали каждые сто метров, опасаясь, что дальше вид будет хуже...

...а он становился всё лучше.

Мы поднимались и поднимались. Из-за какого-то обмана зрения все время казалось, что ну вот же она вершина, дальше должно начаться плоскогорье, но подъем продолжался. Ветер крепчал, уже хотелось одеться. Вскоре показался лагерь геологов. Женщина в лагере сказала, что идем мы правильно, и что нужно и дальше придерживаться того, что можно скорее назвать путь, чем дорога, ну и ориентироваться на сейды, которые скоро появятся.

На пике подъема во всей красе стала видна необъятная ширь Ловозера на востоке... ну в смысле маленький ее кусочек. А дальше мы наконец пошли по плоскогорью, и великие озера постепенно скрылись из виду.

Вокруг нас лежал бескрайний "Мордор" - равнины, покрытые острыми камнями явно вулканического происхождения, с островками из мхов. Дорога угадывалась уже сложнее, но все же была.

В какой-то момент нам показалось, что дорога слишком уж забирает вправо. Хотя никакого сомнения не вызывало, что чтобы выйти к комбинату, держаться нужно было левее. Будь проклят этот момент, когда мы решили срезать!

Мы шли по мху и камням, а дорога все не появлялась. Не имея никакого понятия, как она проходит (как же нам не хватало туристического навигатора с растровой картой!), мы стали просто придерживаться общего направления на комбинат, сверяясь с навигатором. Мы постепенно спускались. С одной стороны это было легче чем подниматься, но вызывало опасения, что очередной подъем еще предстоит. Камни начали выматывать. Ко мне вернулась боль (проклятые резиновые сапоги!)

Спуск заканчивался, перед нами была какая-то долина, возможно ручья, но в тот момент воды там не было. Вдруг, вдалеке, на другом "берегу" я заметил палатку. Странно, но я никому даже об этом не сказал. Ну палатка и палатка, сейчас перейдем долину, посмотрим. Потом она видимо скрылась из виду, и я напрочь забыл про нее. Мы пересекли этот овраг, остановились передохнуть, и тут я, оглядываясь по сторонам, метрах в двустах от нас увидел ту самую "палатку", которая на деле оказалась каменной пирамидой! Я скинул рюкзак и пошел расссмотреть ее вблизи. Высота наверное что-то около полутора метров, но вершина оказалась не идеальной (не точка, а линия). Одна грань немного разрушена, и создается впечатление, что внутри порода отличается от внешней поверхности (как будто внутренности состоят из небольших камней, связанных раствором). Я склонен думать, что пирамида эта там неспроста, и возможно имеет рукотворное происхождение. Во-первых, сам факт, что это Пирамида(!), и почти идеально правильной формы. Во-вторых, полное отсутствие поблизости скальных образований подобного размера и типа - она там одна, в "чистом поле". В третьих, место какое-то необычное - ровная плошадка, возвышающаяся с внешней стороны излучины ручья (вода там все-таки была, просто начиналась немного дальше). Я записал координаты того места в навигатор (на его карте в том месте был нарисован только "загибающийся ручей"), и мы двинулись дальше.

А двигаться нам предстояло круто вверх. Нет, если бы мы чётко держались направления на комбинат, то корячиться еще долгое время бы не пришлось... но стратегия была выработана следующая: "Мы щас тут резко на эту гору наверх ломанем, по ней пойдем, а она наверно там где-то дальше вон с той дальней высокой и крутой горой соединяется. А то если не ломанем наверх, то мы на той дальней высокой и крутой горе и помрем..." Если я вообще сейчас рассказываю все действительно так, как оно было на самом деле (за что поручиться на сто процентов не могу, так как мозги тогда работали с трудом, а сейчас остались по большому счету только обрывки воспоминаний), то идеологом этой стратегии был Серега. Почему эта гора должна была "соединяться с той дальней"? Но перспектива лезть на "ту дальнюю" с самого низа вызывала дрожь, и мы приняли это сомнительное решение.

Преодолев первую, самую крутую часть подъема мы вышли к грандиозному, неописуемой красоты снежнику. Слева были скалы, справа снежник круто обрывался в долину, на дне которой было небольшое озерцо, а вдали были необъятные просторы, сеть озер где-то в районе Ревды... Если бы еще никуда больше не идти. Пошли по снежнику. Мягче, ровнее, удобней... только, к сожалению, не мне - наклон был слева направо, и больная левая нога была в полусогнутом состоянии.

Но за снежником подъем продолжился. Сложно уместить в этих строках всю усталость, боль и какую-то безнадежность того перехода. Это надо почувствовать. В общем не буду плакаться, а буду излагать факты. Серега ускакал вперед. Я (из-за ног) и Руслан (из-за скачков давления) отстали. Мы подходили к крайней точке подъема и "моменту истины": соединяются или нет? - Да! Соединяются! Не особо глубокая котловина и следующий хребет с противоположной стороны. Спуск в котловину, снова подъем, долгий, опять с тем обманчивым эффектом, когда кажется, что он вот-вот кончится, а он не кончается. Но вот наконец "любимое" плоскогорье с островками мха и где-то вдалеке Серега на привале.

Серега сидит, рядом сейд. Холодный ветер - открытое место, видимо достаточно высоко, и ночь таки! Хотя и светло. Надел на себя всё теплое и дождевик. В каком-то безумном порыве проглотил почти целую банку лосося с майонезом. До этого нормально ели утром на озере, а весь переход питались только сухофруктами. И вот только одевшись и насытившись, я обнаружил, что стоим мы на дороге! А сейд был Серегиным произведением.

Дорога, конечно была "еще та", но она была, имела направление, и направление это было правильным! Вела дорога вниз с горы и огибала внизу соседний хребет, за которым просто обязан был быть комбинат. Ниже, по дороге нам встретился очень оригинальный турист. Он был в правильной экипировке, с треккинговой палкой. Первый вопрос задал он нам: "Как тут в плане того чтобы срезать по горам к озеру?" - "Никак! Не вздумай! Иди по дороге!" - в три голоса ответили мы. Он достал карту, чтобы уточнить, где мы, и что ему дальше делать, да и нам не мешало проконтролировать свой путь. Когда мы поделились своими соображениями на предмет того где мы и куда и как мы идем, турист изрек такую фразу: "Ребят, а вы вообще представляете, где вы находитесь?" Так как фраза была произнесена очень серьезным тоном, стало немножко не по себе. Но лишь на секунду. Так как у нас был навигатор, который показывал точку текущего местонахождения. На карте мы узнали "загибающийся ручей", возле которого стояла пирамида. Ручей оказался ни много ни мало рекой Светлой. Когда (далеко не сразу) нам удалось убедить туриста, что правы мы, а не он, турист был в шоке. Уж не знаю, где он думал он находился в тот момент, но это было очень далеко от этого места. Если не ошибаюсь, в тот день он вышел с Сейдозера и пошел на запад, к горе Сенгисчорр, и расчитывал вернуться на озеро. До горы он похоже дошел, но как он умудрился пойти назад совсем в другом направлении и пройти, не заметив этого, такое расстояние! А мы еще переживали, что мы заблудились. Вот он Заблудился! В общем поверил он нам и решил не идти на озеро, а идти в нашем направлении, на рудник. Пошел, правда сразу сильно отстал. Странный турист... видимо без каких-то странных веществ тут дело не обошлось.

Дорога обогнула хребет и через рудник вывела нас к комбинату со стороны, обратной той в которую мы шли на Сейдозеро. Навстречу нам в гору проехали два трехмостовых грузовика. Так вот для каких машин эти дороги! Преодолев финишную кривую (небольшой серпантин), мы вошли на территорию комбината и через проходную вышли на стоянку, где нас ждал Дружище. Дошли!

Поехали в Ревду. Была глубокая ночь, почти утро. Ярко светило солнце. Очень приятным было ощущение того, как быстро можно передвигаться, не прилагая к этому никаких усилий! В гостинице никак не могли разбудить дежурную и уже начали волноваться. Но все-таки нам повезло - разбудили, и номера были свободные. Несмотря на усталость съездили в магазин, купили еды, пива. Приготовили яичницу с помидорами и беконом и, открыв бутылку виски, которая пропутешествовала с нами на Сейдозеро, стали праздновать свое возвращение. Преисполненные радостью, гордостью и духом единения.

P.S.

Теперь, когда я пишу эти строки, и у меня перед глазами Карта Ловозерских тундр (электронная версия той, что мы забыли, отправляясь на Сейдозеро), я хочу попробовать хоть примерно провести "разбор полетов", то есть нашего обратного пути. Хотя абсолютно не ручаюсь за его достоверность.

Вышли мы со стоянки меж двух ручьев, пошли вдоль берега озера на запад, пересекли ручей и повернули в горы по его долине. Имя этому ручью Куклухтнюнуай. Это просто. Дальше сложнее. Дорога в долине на этой карте не обозначена, но есть еще одна карта - карта туристических маршрутов, на которой один маршрут проходит как раз по этой долине. Согласно второй карте, мы действительно шли по маршруту, пересекли еще раз раз Куклухтнюнуай, миновали лагерь геологов и вышли на плоскогорье. А дальше на второй карте мы видим то злосчастное место, где дорога, то есть тур-маршрут, забирает вправо - место где мы решили срезать. Данный маршрут ведет на гору Куйвчорр, где пересекается с другим маршрутом - он же дорога, обозначенная на первой карте, и идущая перпендикулярно изначальному направлению маршрута из долины ручья. Немного путано, но суть следующая: как вариант, можно было дойти до горы Куйвчорр и, перескочив с одного маршрута на другой, вернуться где-то на полтора километра назад, и двигаться далее уже в правильном направлении. Но это хороший крюк. Вывод: мы правильно сделали, что решили срезать! Но как мы могли проскочить дорогу, она же второй маршрут, которую неизбежно пересекли не более чем через километр! Должно было быть так: мы натыкаемся на дорогу, которая в том месте идет почти перпендикулярно нашему направлению, удивляемся, совещаемся, но все-таки решаем идти по ней налево. Так нет же, не видели мы никакой дороги!

Идем дальше: плавный спуск, который начался почти сразу после того как мы пошли срезать, это ничто иное как спуск в долину реки Светлой. Пирамида действительно стоит недалеко от истока этой реки, с внешней стороны излучины. Если предположить, что мы всячески старались не уходить вправо, и провести линию от места начала "рокового срезания" до места, где стоит пирамида, по обеим картам получается, что мы должны были пересечь реку по воде. А мы пересекали сухой овраг. Я предлагаю списать отсутствие воды на засушливый период, так как ошибка здесь маловероятна. На второй карте присутствует третий маршрут, который от той самой излучины реки Светлой идет на юго-восточную вершину двойной горы Карнасурта, где пересекается со вторым маршрутом, проходящим через северо-западную вершину, а затем оба маршрута параллельно спускаются на перевал Эльморайок (между прочим это был бы более короткий и скорее всего более простой путь для нас). До Карнасурты, судя по всему, третий маршрут повторяет наш путь, но мы его не распознали. Хотя скорее всего маршрут - это совсем не обязательно то же самое что дорога. Вообще дальше путевая информация первой и второй карты сильно отличается, и я буду руководствоваться первой картой, как явно более точной.

Далее мы следовали по навигатору по направлению на комбинат, возможно немного отклонившись от него, чтобы осуществить крутой подъем, дабы избежать более крутого подъема позже. Итак, после излучины с пирамидой были: крутой подъем, ледник, пологий подъем, спуск в котловину, подъем, плоскогорье, дорога, спуск по дороге с огибанием хребта, рудник, комбинат. Если провести прямую линию от пирамиды до комбината, а потом учесть незначительные от нее отклонения, то мы неизбежно в какой-то степени затрагиваем двойную гору Карнасурта.

Относительно следующего участка пути у меня только предположения. Скорее всего мы пошли в сторону Светлых озер и от них круто поднялись налево (с ледника было видно озеро внизу). Дальше мы постепенно поднимались по предгорьям Карнасурты до какой-то промежуточной вершины. Соседняя вершина, отделенная от нее котловиной - это была юго-восточная вершина Карнасурты. Перейдя через котловину, но еще не дойдя до высшей точки, мы каким-то чудом пропустили одно ответвление дороги, ведущей вниз, к руднику. А уже на самом верху, на плоскогорье, мы нашли второе ответвление этой дороги и начали спуск с огибанием второй, северо-западной вершины Карнасурты.

Белое море

День 7: Ревда - Чупа

Изначально в этот день мы планировали добраться до Белого моря в районе Чупинской губы и встать там лагерем на две ночи. По дороге обязательным пунктом программы был заезд в Мончегорск (Сереге надо было по работе). Проснулись естественно очень поздно, а в Мончегорск надо было успеть до 7 вечера. Поехали. Погода была прекрасная, хотя немного прохладная.

В Мончегорске я созвонился с Олегом и узнал, что (о чудо!) они собираются выезжать к нам! А именно, приедут к тому моменту, когда мы вернемся с Белого моря и поедем в Паанаярви. Там же, в Мончегорске, мы нашли магазин с местным разливным пивом, поели в ресторане, где шли народные гуляния (был какой-то праздник, что-то вроде дня металлурга) и отправились в путь.

Мы покидали Кольский полуостров и Мурманскую область, возвращаясь в Карелию. Как это ни прескорбно, но вместе с этим мы оставляли на Кольском хорошую погоду - так же как и по пути туда, по пути обратно северная Карелия была объята фронтом непогоды. Полярный круг снова проехали не останавливаясь. Приехали в Чупу. Я узнавал места, где мы были 6 лет назад, перед отправкой на остров Сидоров. Ситуация с погодой не изменилась. Конкретного места стоянки на море мы не знали. Более того, мы даже не были уверены, можно ли до туда доехать на машине. Было решено искать ночлег в поселке и пережидать дождь. По телефону я попросил Олега найти нам в интернете гостиницу. Кроме различных турбаз вариантов было два. Визуально оценив снаружи оба варианта, мы выбрали из двух зол... первое.

Было около часа ночи. По нашему телефонному звонку пришел мужик и открыл нам "отель". Кирпичный дом с решетками на окнах, покосившимися полами и другими колоритными особенностями видимо служил когда-то общежитием, а теперь принимал туристов. В тот день мы были абсолютно одни во всем здании. Пожарили колбаски, мрачно попили кольского пива (оно оказалось так себе) из чайных чашек. Легли спать... под утро естественно.

День 8: Чупа - Красный мыс

Правильно сделали, что переждали - новый день выдался солнечным. В гостинице было как в склепе, но выйдя на улицу, убедились, что день не только солнечный, но и очень теплый. На завтрак (он же обед) сварили себе самый невкусный суп за всю поездку, который за неимением достаточного количества глубоких тарелок, ели откуда бог послал.

Пора было отправляться на поиски Белого моря. Было обидно, что потеряли ночь - на море планировалось как следует отдохнуть и отпраздновать "Экватор". Но мы еще надеялись управиться побыстрее. Я расчитывал встать лагерем на самом краю Чупинской губы, напротив тех островов, на одном из которых мы были в 2005 году. Это казалось простой задачей, тем более что навигатор уверенно проложил маршрут по дороге вдоль побережья губы, от Чупы до точки на берегу, отмеченной на карте как "оборудованная стоянка" или что-то вроде того. Настроение было отличное, тяга к исследованиям подогревалась музыкой в исполнении Дэвида Аркенстона. В Нижней Полунге чуть было не устроили местным жителям "бесплатный цирк", когда хотели пересечь реку по полуразрушенному мосту. Но вовремя одумались, вернулись немного назад и нашли нормальный новый мост.

А вот дальше нас ждало нежданное разочарование. По навигатору от Нижней Полунги нужно было проехать немного налево в сторону Хетоламбины, а затем свернуть направо и двигаться в прежнем направлении, просто немного отдалившись от моря. Налево мы свернули, а вот поворота на право дальше не было. То есть совсем не было, даже намека! Из Полунги, если не сворачивать, доехать можно только до старой пристани (мы там были два раза), а это еще более 10 километров по прямой от того места, куда хотелось бы попасть.

Дело принимало скверный оборот. Без моря мы уехать не могли. Начали кататься в том районе, пробуя разные дорожки, и спрашивать людей, что нам делать. Туристы-рыболовы, которых мы встретили на озере по дороге на Хетоламбину, проводили нас... снова до пристани, что делать дальше, они не знали. Местные жители на пристани посоветовали ехать назад, но дальше, чем мы были, и свернуть направо перед самой Хетоламбиной, а там есть шанс что и выберемся мы к морю...

В тех краях добывают какие-то полезные ископаемые, проезжали 2 карьера (местные говорят "жила"), один был просто великолепен. Дорога была вполне терпимой - в основном лесная грунтовка с огромными лужами. Как мы быстро поняли, на дне у этих луж никаких опасностей не было, просто каменистое дно, и мы весело проходили их на скорости, поднимая порой брызги до самой крыши. Что меня приятно удивило, ни одной капли не попадало в салон, даже при открытых окнах. Но дорога становилась хуже. Начали появляться валуны, объезжая их приходилось прижиматься к деревьям, ветки которых с жутким скрипом царапали кузов. Хуже того, дорога стала забирать влево, от моря. Хочешь не хочешь, а надо было как-то сворачивать направо, в лес. Нашли более менее внятный съезд, и тут начался ад для бедного автомобиля. Почва там каменистая, а точнее "валунистая". Как я уже говорил, защита картера значительно уменьшила клиренс. Я начал цеплять. Сначала это было просто как ножом по сердцу. Я делал все что мог, такого слалома... тетриса, пятнашек я еще никогда не проделывал, и все равно объехать все камни было не реально. Несколько километров этого ужаса вымотали напрочь. Но мы приближались к берегу, и только это вселяло надежду и заставляло двигаться дальше. До моря оставалось около 500 метров по прямой, когда мы увидели припаркованную "Ниву". Это заставляло призадуматься, дорога становилась все хуже. Мы оставили машину и пошли на разведку. Результат был неутешительным: дорога через пару сотен метров упиралась в молодую лесную поросль. К сожалению, молодую уже не на столько, чтобы ее "скосить" бампером. Колеи при этом были, видимо лет 5 назад там еще можно было проехать. Идея провалилась, нужно было возвращаться.

На красивом карьере опять встретили туристов-рыболовов. Им то хорошо, ездят себе по озерам, рыбку ловят, а у нас то высокие стремления! От карьера безрезультатно "потыкались" в разные ответвления основной дороги и понхали дальше назад. При полном отсутствии каких-либо здравых идей решили съездить в Хетоламбину, авось там кто что подскажет. И не ошиблись. После долгих объяснений, что нам нужно, и что мы уже сделали, местные жители открыли нам горькую истину: то место, до куда мы доехали (где стояла "Нива"), было ближайшей к морю точкой, до которой можно доехать на автомобиле в той местности, дальше только пешком. Если бы мы это знали, мы конечно же плюнули бы на принципы и разбили лагерь в лесу, а на море просто бы гуляли. Возвращаться по той адской дороге категорически не хотелось. Нам предложили альтернативный вариант - Красный мыс: ехать по той же дороге, через карьеры, но следуя дороге, забрать севернее, а потом на всех развилках держаться правее, чтобы выбраться к морю (губа Кив, чуть севернее Чупинской), а не углубиться на "континент". По расстоянию дальше, но дорога (вроде как) получше. Что самое примечательное, после подробного описания пути нам было сказано, что там мы тоже до самого моря не доедем! Ну что делать, как это обычно у нас бывало, приближалась ночь, нужно было принимать какое-то решение. Для разнообразия решили испытать дорогу на Красный мыс.

Как нам сказали, от Хетоламбины до выезда к морю на Красном мысе было около 30 км. Наверное это примерно соответствовало истине. Дорога была хоть и получше чем та "лесная тропа", но "ушла от нее недалеко". Те же валуны, ямы с уложенными поперек бревнами, деревья не к месту. А еще были болота. В одном месте водная преграда была наверное около 20 метров. Проехали успешно, на ровном газу. В противовес болотам были ощутимые подъемы. В общем местность там лесисто-болотисто-гористая. Примерно от озера Уракко начали поворачивать в сторону мыса, справа где-то в отдалении была губа Кив. Размеренной поступью фолк-метала группа Gods Tower настраивала на нужный лад и помогала хладнокровно проходить препятствия. И вот мы почти у цели, море в считанных сотнях метров от нас, а мы в хвойном лесу, дорога при этом почти сошла на нет. Объезжать уже приходится не валуны, а пни. Вдруг, жестокий удар останавливает машину. Вылезаю, смотрю: пенек, с виду вполне безобидный. Удар по передней подвеске, очень сильный, но повреждений нет. "Всё, приехали, пошли на разведку".

Хотя этот конкретный пенек еще можно было объехать, буквально сразу после него начались препятствия "не совместимые с жизнью". Мы действительно подъехали максимально близко, до моря было метров триста. Идем пешком в сторону моря. И вот последние деревья расступаются перед нами, и мы видим перед собой, во всей своей красе... УАЗик! А за ним Белое море. На море в это время отлив, дно оголено на добрую сотню метров от берега. Вдалеке видны острова, остров Сидоров тоже должен быть виден, но опознать сложно. Немного постояв и полюбовавшись, пошли разбивать лагерь.

Видимо место, где мы остановились, для многих наших предшественников тоже было крайней точкой, до которой удавалось доехать. Буквально в трех метрах от дороги было костровище, расположенное в как по заказу вырезанной в огромном валуне прямоугольной нише. Палатки поставили тоже прямо у дороги, справа, на камнях покрытых мхом (слева от дороги, в лесу, трудно было найти ровное, не заваленное буреломом место). После нехитрой трапезы слушали (естественно) Moon Far Away "Беловодие". В лесу была обалденная акустика, и даже автомобильные колонки звучали божественно. Допили остатки пива. Было желание "усугубить", но это было неразумно, так как на следующий день хотелось быть в форме - нам же предстояла знаменательная встреча! Было немного обидно, что экватор получился смазанным. Точнее просто не получился. Но видимо такова карма всей этой нашей поездки: нехватка одного дня. Перед сном сходили с Серегой еще раз на море. Наблюдали как быстро, прямо на глазах, прибывает вода. Искупаться решили во время прилива, как проснемся. Было уже утро, впрочем иначе у нас и не бывало. Отправились спать.

День 9: Красный мыс - Пяозерский

Когда проснулись, ярко светило солнце. Но пока завтракали, наводили порядок в вещах и сворачивали лагерь, набежали тучи. Пошли на море, но купаться уже не хотелось. Решили себя не насиловать, просто побродили по воде, пофотографировались. По закону подлости, прилива в своем апогее мы так и не увидели, так как пришли на море практически в той же точке цикла, что и накануне. Попрощавшись с Белым морем, погрузились в машину и начали выбираться из дебрей обратно в Чупу.

Выбирались часа полтора. В Чупе созвонились с Олегом, у них все шло по плану. Предварительно договорились встретиться через несколько часов в районе поворота на Пяозерский, он же поворот на Лоухи (в противоположном направлении). На заправке, на повороте, снова не было бензина. Сказали что в Лоухи есть частная заправка. Времени было полно, решили прокатиться - заправиться и пообедать. Частная заправка своим плачевным допотопным видом вызывала некоторые опасения, а цены на ней некоторое недоумение, но вариантов больше не было, залились под завязку.

Оставшееся до встречи время убивали в "чистом поле", в трех километрах от поворота в сторону Пяозерского. К большой поляне параллельно трассе вела ровная прямая грунтовка, даже не грунтовка, а своеобразная узкая просека в низкорослых насаждениях. Очень эффектно было на ней посильней разогнаться - за счет маленькой ширины скорость ощущалась гораздо сильнее. Довольно скоро позвонил Олег и сообщил, что они уже на подъезде. И вот наконец случилось великое воссоединение! Вкратце поделились впечатлениями, посмотрели фотографии, сварили на горелке кофе (наконец нормальный кофе!) и поехали в Пяозерский. Там мы надеялись переночевать в так понравившейся в прошлом году гостинице.

100 километров по асфальту типа "когда-то положили" и мы на месте. Повезло, свободные места в гостинице были. От гостиницы все были в восторге: маленький кусочек Европы в российской глубинке. Жаль, что в Пяозерском в принципе делать-то нечего, а то было бы приятно провести там пару-тройку дней, поселившись в этой гостинице. На кухне в мансарде долго отмечали нашу встречу.

Паанаярви

День 10: Пяозерский - Паанаярви

Проснулись (о ужас!) утром, то есть не как обычно в последние дни, а настоящим утром. На столе стоял вкусный и питательный завтрак.

Поехали оформляться в визит-центр Паанаярви. Все это нам уже было знакомо по прошлому году, и много времени не заняло. Постарались максимально ответственно подойти к закупке продуктов - в парке никаких магазинов нет.

Заправились под завязку - заправок по пути в парк, и естественно в самом парке, тоже нет... По большому счету там вообще ничего нет. Сотовой связи в том числе.

Грейдер от Пяозерского до въезда в парк Паанаярви коварен. Спуски и подъемы, повороты. Скользкая "сыпучка" под колесами. Именно здесь год назад, не доехав 5 километров до въезда в парк, Олег с Басей попали в аварию. Для Олега проехать вновь по этой дороге без приключений было делом чести. Но и играть с судьбой он не хотел, поэтому ехал всю дорогу первым, очень аккуратно и не быстро. Нам же, раздолбаям, хотелось немножко (в рамках разумного) "поотжигать", и мы ехали "рывками", отставая и нагоняя первую машину. Открытые окна, U2 "Sunday Bloody Sunday" и другие замечательные произведения на полную катушку... в общем было весело.

И вот оно, то самое, роковое место аварии. До сих пор видны следы того, что здесь произошло, осколки компакт-дисков... Постояли, почтили память "Большого Свина". А через 5 километров благополучно доехали до шлагбаума на въезде в парк. Надо сказать, что до поворота к нашему домику на озере Паанаярви нужно было проехать еще довольно приличное расстояние по абсолютно такому же грейдеру, но это уже почему-то так не волновало.

От поворота к озеру ведет лесная узкая и извилистая дорога. Особых опасностей на ней (кроме как врезаться в дерево) нет, и уж там мы с Олегом от души оторвались.

И вот мы на месте. Тот же домик, что и в прошлом году. Знакомый концептуальный вид на озеро. Разгрузили вещи, машины отогнали на стоянку рядом.

Поблизости веселились соседи. Попса под гитару, но на удивление в качественном исполнении. Когда ходили за водой, познакомились с ними - оказалось нормальные мужики, рыбаки из Костромы. Угостили нас громадной щукой (которую мы правда в итоге сгубили, не успев вовремя приготовить) и договорились вечером посидеть вместе.

Долго не могли определиться, в какой последовательности нам реализовывать мероприятия, запланированные в Паанаярви. В итоге остановились на том, чтобы остаток дня посвятить поездке на водопады на кораблике. Первый водопад - всем известный Мянтюкоски. Но нас больше интересовал второй, который не обозначен в путеводителе, в котором мы купались в прошлом году. К сожалению, взять на прокат лодку, как в прошлом году, возможности не было, пришлось нанять прогулочный катер. Катер был судном по-серьезней, и он не смог бы подойти к самому берегу у второго водопада. Тогда нам пришла в голову гениальная идея - задействовать для переправки людей с катера на берег нашу надувную лодку. Вообще использование своих плавсредств на Паанаярви запрещено, но нам пошли на встречу.

Взяли лодку, пиво, фотоаппарат и отчалили. По пути наблюдали знаменитую скалу Рускеакаллио, глубина под которой у самого берега около 120 метров. Посетили Мянтюкоски и по пути назад завернули ко второму водопаду. Вот она ирония судьбы: протаскать с собой две недели лодку, использовав ее только один раз, чтобы проплыть пять метров. Но зато не пришлось раздеваться раньше времени. Искупались в водопаде. Ощущения словами не передать. Переполняет дикий восторг, на фоне которого все уходит на второй план. Вода бьет с такой силой, что холода не ощущаешь, и можно находиться там достаточно долго, правда вот вылезать потом прохладно.

Когда, вернувшись с водной прогулки, мы коротали время за бутылочкой-другой настойки и кастрюлей шурпы, к нам пришли таки гости из Костромы, идею которых о совместном времяпровождении мы проигнорировали. Пришли с гитарой, водкой и решительным настроем вместе помузицировать. Еще днем они услышали, что помимо гитары у нас есть скрипка и волынка, и это привело их в полный восторг...

Посидели мы "на полную катушку". Несмотря на жестокий удар по здоровью, я ни секунды не жалею об этой ночи. Мы покорили их своим дилетантским мультиинструментализмом, их гитарист впечатлил нас своим вокальным талантом, что называется, от бога. Расстались под утро лучшими друзьями.

День 11: Паанаярви, Кивакка

В этот день у нас был запланирован поход на гору Кивакка. Спали после бурной ночи очень долго, выдвинулись поздно, и поход получился вечерне-ночной. На вершине горы были на закате, что благотворно сказалось на качестве фотографий. На Кивакку от грейдера ведет оборудованная тропа, неспешно поднимающаяся вверх, и поход на нее представляет из себя приятную прогулку.

С вершины горы открывается величественный вид на Пяозеро, реку Оланга c водопадом Киваккакоски, к которому мы ходили на следующий день. Кивакка известна как место силы. На ее вершине находится так называемая Каменная Баба. Очень странно, но мы ее так и не нашли. Также на вершине горы много сейдов, но это все новоделы. Мы тоже соорудили свой коллективный сейд.

Ночью, когда вернулись, устроили себе баню с купанием в Паанаярви - последняя возможность, так как на следующий день утром уже нужно было выселяться. В эту ночь я наконец-то опробовал свой камбоджийский гамак - спал в нем на улице.

День 12: Паанаярви, Киваккакоски - Калевала

В этот день я наивно планировал добраться из Паанаярви аж до самой Воттоваары. Возможно оно бы и получилось, но поход на водопад Киваккакоски сильно задержал наш отъезд. 12 дня - расчетный час в Паанаярви. Мы проспали. В 12 часов нас разбудил егерь. Собрались насколько смогли быстро. Сердечно попрощались с нашими соседями из Костромы и поехали к месту, где когда-то стояла деревня Вартиолампи - оттуда начинается пеший маршрут на водопад Киваккакоски.

В "деревне" приготовили на горелке завтрак, поели и отправились в путь. Тропа на водопад, как и тропа на Кивакку, утоптана тысячами ног и оборудована в труднопроходимых местах мостками. Лично мне не хотелось идти ни на какой водопад, а хотелось побыстрее покинуть парк - путь предстоял далекий. Водопад... как водопад. Дюже бурный, надо сказать. Но мы все равно умудрились искупаться в нем, правда с самого края.

Когда мы наконец вернулись, сели в машину и поехали из парка в сторону Пяозерского, было уже совершенно очевидно, что за остаток дня путь до Воттоваары нам не преодолеть. Было решено доехать до Калевалы и переночевать (при наличии мест) в гостинице "Велт" на озере Среднее Куйто, которая запомнилась мне в первую поездку по Карелии обильным столом и средневековым антуражем. Когда приехали в Пяозерский начался настоящий ливень. Погода слишком долго баловала нас. Пообедали-поужинали и, традиционно поплутав по лесным дорогам, встали на финишную в этот день прямую до Калевалы.

Всю поездку нам везло с гостиницами. Повезло и в этот раз - в Калевале, как и планировали, заселились в гостиницу "Велт". Несмотря на поздний час, в баре нам продали Н-ое количество бутылок брюта, о котором мы грезили всю дорогу, и мы его радостно употребили с рыбными консервами. Дождя в Калевале уже не было, и на сон грядущий мы посидели на берегу великого озера Среднее Куйто.

День 13: Калевала - Воттоваара

Новый день встретил нас нестерпимой жарой. Надо было ехать, а сил не было. Серега с Русланом отсыпались, я, хоть и абсолютно не высыпался уже вторую ночь, бродил как привидение, ожидая часа выселения из гостиницы.

Олег с Басей, самые свежие, пошли на экскурсию в Музей Калевальских рунопевцев. Я успел только к самому окончанию экскурсии - жаль, это было интересно. После музея сходили в культурный центр, где закупили сувениры - Калевала славится своими мастерами плетения из бересты.

Всё-таки человек - враг себе. Мы хотели успеть на Воттоваару, мы катастрофически не укладывались в график, а мы вели себя так, как будто у нас вагон времени. После культурного центра поехали на озеро искупаться. Здесь наверное правда я виноват, очень хотелось посмотреть на то место, где мы стояли лагерем во время предыдущего посещения Калевалы.

Остаток дня, ночь, утро следующего дня мы провели в дороге. В плохой дороге. Сотни километров грейдера... Калевала - Костомукша: нам еще вполне весело, дорога тяжелая, хочется спать, но красиво, интересно, а впереди-то самое интересное... Костомукша - это современный город. Поели в хорошем ресторане. И как насмешка над нами - нашли магазин с десятками сортов хорошего пива, в том числе белорусского, которое нам так понравилось в прошлом году. Насмешка, потому что пить его уже было некогда. Был вечер, а утром надо было выезжать в Москву... а мы еще не были на Воттовааре... мрак, чем мы думали? Костомукша - Муезерский: нам даже еще в принципе весело. Традиционные поиски оптимального маршрута, но его величество грейдер не обманешь! Финишная прямая (наша прямая) до Муезерского - дорога, по которой запрещен проезд частного транспорта, что-то вроде "технологической дороги", как известил навигатор. Муезерский - Суккозеро: уже не весело. Уже ночь. И темнота! (мы уже достаточно далеко забрались на юг). Как давно мы ее не видели!

Воттоваара

День 14-15: Воттоваара - Путь домой

Суккозеро. Раннее утро. Светает. Дальше нужно искать дорогу на Воттоваару. Пытаюсь собрать в голове воедино информацию, полученную от Макса и сопоставить ее с картами, бумажными и электронными. Мы разбились на два "лагеря": фанаты-маньяки (я, Олег, Бася), которым уже гори все огнем, но главное любыми средствами достичь цели... и остальные товарищи, которые готовы нас убить. Поворот от Суккозера нашли быстро. Лесная дорога первое время была вполне приличной. Ориентир - озера Карбисалми, между которыми нужно проехать по перешейку, идентифицировали, как нам показалось, правильно. За ними должна была быть удобная стоянка - ее не нашли.

Дальше дорога стала очень похожа на лесные дороги в районе Чупы: те же лужи, валуны - в общем вариант для "УАЗика". Руководствовались в основном картой в навигаторе Олега, она оказалась подробней, и на ней можно было понять, где находится высшая точка Воттоваары. Старались выбирать ответвления дорог таким образом, чтобы приближаться к горе. И вот очередное ответвление привело нас в тупик - площадка с костровищем была явно какой-то конечной точкой доезда на автомобиле. Судя по тому что местность отсюда резко уходила вверх, а до вершины горы по навигатору оставалось совсем немного, мы были на верном пути и решили обосноваться там. Было примерно 5 часов утра. Ситуация плачевная: через несколько часов нужно срываться и на всех парах мчаться в Москву, мы не спали ночь (а я нормально не спал 3 ночи), а у нас еще "не раскрыта тема" Воттоваары.

Белорусского пива за "успешный доезд" мы все-таки чуть-чуть выпили, расслабились... Серега с Русланом поставили палатки и завалились спать, Юля так вообще не просыпалась на заднем сидении машины. Остались мы, трое психов. Сначала решили было поспать пару часов, а потом метнуться на гору, но быстро поняли несостоятельность такой идеи - через пару часов мы бы не встали, а даже если бы и встали, то сходить на гору не успели бы. Единственным выходом было идти немедленно, а по возвращению, если останется время, чуть-чуть поспать. И мы пошли.

Тропа уходила круто в гору, направление было правильным. Были все шансы найти, посмотреть, успеть. Солнце поднималось, чувствовалось, каким солнечным и жарким обещает быть день.

Сил не было вообще - без сна, да еще после пива, да в гору. Под ногами росла черника, в отличие от Кольского, здесь она уже созрела. Она помогала заглушить голод и немного тонизировать организм. Тропа быстро сошла на нет, и шли просто по навигатору, выдерживая напрвление на вершину. То по непролазному лесу, то по редколесью, то по вырубке.

Естественно плутали, естественно спорили. Но вот наконец вдалеке мы увидели "лысый холм". Оно! Но вот незадача - между нами и холмом была низина поросшая кустарником, с явными признаками болота. До холма и по прямой-то было достаточно далеко, а уж в обход... а время таяло. Повернуть назад, когда цель уже видна перед тобой - это может наверное только очень сильный или очень слабый духом человек. А мы что, мы обычные, мы поперлись дальше.

В низине действительно было болото. Решили попытаться обойти его с минимальным радиусом. В конце концов нашли тропу, ведущую наверх, явно туда, куда нам надо. Начинала ощущаться необычность этого загадочного места. Во-первых, откуда-то появились силы и расхотелось спать. Потом, когда мы уже были практически на самом верху, за считанные минуты два раза поменялась погода - сначала мы подумали, что зарядит ливень, настолько определенно заволокло небо и подул ветер, как вдруг также внезапно небо расчистилось, и все стало как прежде.

Почти перед самым выходом на плато обнаружился уютный прудик в камнях, с одной стороны обрамленный скальным образованием. Мы приближались к вершине. То тут, то там начали появляться сейды, настоящие, древние. В основном классического вида: огромные валуны, стоящие на маленьких камнях, которые порой сразу и не заметишь. Видимо так было задумано специально, ведь сейд нужно скрывать от злонамеренных людей, которые могут навредить душе, находящейся в нем.

Заметили интересную особенность: верхушки некоторых деревьев были загнуты параллельно земле, и под такими деревьями часто находились сейды. Случайность или закономерность?

И вот мы на плато. Тропа стала воистину "народной", утоптанной тысячами ног. А под ногами, под тонким слоем земли и камней были пустоты! Вокруг стоял мертвый лес. Вроде бы когда-то он был выжжен, и так и не восстановился. На встречу нам шла немолодая пара: "Верной дорогой идиете товарищи!" Ну слава богу!

И вот мы на высшей точке (навигатор подтвердил), которая (случайность?) отмечена необычным сейдом: пирамидой, стоящей вершиной вниз. Тропа уходит дальше, через овраг, наверное к самому интересному... а нам пора возвращаться. Территория сейдового комплекса занимает несколько квадратных километров - какую же ничтожную часть нам удалось посмотреть, посмотреть буквально на бегу! Я прошел немного впред, к оврагу, лег на землю, точнее на камень, и стал смотреть в небо... Нет, определенно, Воттоваара непростое место: облака надо мной собирались и закручивались, образуя подобие трубы, которая уносит тебя куда-то... в космос? В параллельный мир?... Не день, и не два нужно на то, чтобы хоть что-то понять об этом месте, месте силы, которую не способен объять обычный человеческий разум.

Повернули назад. Надо сказать, что виды с Воттоваары открываются не хуже чем с Кивакки. С тропы уже не сворачивали, и она очень быстро привела нас в лагерь, куда возвращалась та самая пара, которую мы встретили на плато. Они стояли там небольшой группой, и доехали до туда они на машине. И мы ведь могли, если б знали как. Наша стоянка, как оказалось, была далеко не лучшим вариантом.

Нам объяснили, как добраться до дороги, но в виду того, что место на дороге, куда бы мы вышли, могло оказаться далеко от нашего лагеря, мы опять решили срезать. Как только мы спустились с плато, как будто щелкнули выключателем: силы у меня начали иссякать, разболелись ноги, было жарко, безумно хотелось спать. Все выводило из себя: насекомые, злость на ближних своих, что тащат меня больного по неописуемым зарослям и бурелому. Состояние было - на грани нервного срыва. Когда мы наконец добрались до лагеря спать нам оставалось примерно полчаса... Решили не спать.

...

На этом я хочу закончить свой рассказ. Дальше была дорога домой, очень тяжелая и в физическом плане, и в моральном. Не будем сейчас судить, правильно это было или нет, пускаться в нашу заключительную авантюру. Просто в будущем надо тщательнее оценивать свои силы и время. В эту поездку, хоть мы и выполнили всю программу, нам постоянно не хватало одного дня на каждый ее пункт.

Записано: август-сентябрь, 2011.