Скандинавия (07-08.2012): отчет

Это был мой первый серьезный "дальнобой" на мотоцикле, в который мы отправились вдвоем с Андреем (endeneu с Форума Стидоводов). И сразу в суровые чужие края - Финляндию и Норвегию, причем на самый их север, так как целью поездки был мыс Нордкап - самая северная точка Европы.

Два человека - два мотоцикла: мой H-D Softail Deuce и Honda Deauville Андрея. Мотоциклы абсолютно разные. Но при том режиме езды и том маршруте показали себя одинаково хорошо.

Справа карта с пройденным маршрутом. Возможно она неточная в некоторых незначительных деталях, но общую суть отражает. Ни пробег, ни количество потраченного бензина мы не замеряли. Но точно можно сказать, что за 2 недели мы прошли более 5000 км. Россия, вся Финляндия с юга на север, север Норвегии, опять Финляндия (с заездом в Швецию), Россия.

В течение всей поездки мы поддерживали интернет-связь с Родиной. Первые дни по вечерам даже не ленились выкладывать фотографии. А я записывал в блокнот основные события дня, что очень поможет мне воспроизвести ниже отчет о поездке. "Растекаться мыслью по древу" в этот раз я не хочу, отчет будет иметь вид путевого журнала.

29 июля, день 1: Москва - Питер

До поздки никак не могли решить, понадобятся ли нам палатки. В итоге взяли две. В конечном итоге так ими и не воспользовались. Но зато в первый же день я потерял на МКАДе коврик, который плохо привязал.

Встретились на Ленинградке, из Москвы выехали примерно в 8.30. Погода стояла отличная.

Трассу М10 наконец-то почти всю отремонтировали. По сравнению с тем, что творилось в прошлом году - небо и земля. Так что "жарили" достаточно быстро. Навигатор зафиксировал максимальную скорость 177 км/ч.

Отремонтированное на скорую руку крепление заднего фонаря быстро снова отломилось, и фонарь был залеплен скотчем. Я окончательно понял, что мне мал мой шлем. Повезло, что Андрюха взял два и одолжил мне свой модуляр.

Пообедали (как и во время прошлой поездки в Питер) в Валдае, в кафе "Бавария". Недорого и вкусно. Солнечный летний день вступил в силу и стало жарко.

Уже перед Питером мой навигатор повел нас через Тосно, а не по объездной. Это был его первый бзик. Хотя почему бзик, он хотел как лучше, выбрал кратчайшее расстояние. Ну не в курсе он был, что трасса отремонтирована, а в Тосно ямы и светофоры.

Приехали в Питер, изнемогая от жары. В баре "Night Hunters" встретились с питерскими стидоводами. Немного передохнув и освежившись квасом, поехали на "Стидополяну" - место проживания Германа (Geroin_Ivanyh) и проведения питерских "стидомероприятий". Как же много в Питере светофоров! Или, возможно, мне просто так показалось, потому что уже очень хотелось побыстрее доехать до окончательного пункта назначения. И вот наконец мотоциклы поставлены на место ночевки, экипировка сброшена, пиво, шашлык разговоры...

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

30 июля, день 2: Питер - Ruokolahti

Проснулись ближе к полудню (легли накануне поздно, к тому же пиво и усталость дали о себе знать). Жара. Из тени невозможно выйти, хочется снять с себя кожу... а надо надевать экипировку.

Покинули гостеприимную питерскую обитель в обед, в самое пекло. Границу прошли быстро и без проблем. Все машины в очереди объехали. Хорошо питерцы нам сказали, что пересекать границу лучше в Брусничном, а не Светогорске, где мотоциклистов не пускают без очереди.

Как только възжаешь в Финляндию через Брусничное, с левой стороны находится магазин "Осетр". Владелец - русский. Торгуют в основном морепродуктами и сувенирами. Цены достаточно высокие, но почему бы себя не побаловать? Купили там копченого угря и знаменитое финское пиво Lapin Kulta на вечер. Еще в этом магазине есть кафе со шведским столом за вменяемые деньги. Убил наповал обалденный рыбный суп. Ели с добавкой.

Финляндия... Отличные дороги. Обескураживает скоростной режим: в городе - 50 км/ч, за городом - 80 км/ч. Все нас пугали безумными штрафами за превышение скорости, которые нам предъявят на обратном пути, на границе. Так что сначала ехали не нарушая. Часто попадались камеры, но наверняка такие, которые не умеют фотографировать "в хвост", то есть для мотоциклистов не опасные.

Уперлись в шлагбаум. Так как на карте дальше по пути была нарисована вода, предположили, что это въезд на паромную переправу. Хотя странно - народу никого, вообще никакого движения вокруг, в служебном помещении рядом пусто. Потом приехала машина со служащим... этого завода :). Он нам и объяснил, где мы ошиблись - оказалось, что навигатор опять решил "срезать". Со второго раза выехали на правильную дорогу и доехали до отеля. "Воду на карте" пересекли по мосту.

Отель "Saimaan Loma-Hovi" в Руоколахти. На регистрацию опоздали, но прочитали записку на двери и в почтовом ящике нашли конверт с моей фамилией и ключом от номера. Отель простой но вполне приятный. Деревянный барак с лобби, столовой и двумя рядами номеров по обе стороны. Ниже к озеру - индивидуальные коттеджи. Отдыхают там видимо в основном русские. И работают тоже. Правда время от времени впечатление омрачалось запахом, доносимым от того самого завода. В этот вечер я единственный раз за всю поездку искупался в озере... с видом на завод.

В дело пошли Lapin Kulta и копченый угорь. Потом кипятили воду на горелке для заваривания "бомж-пакета" и чая.

Интернет в номере не работал, но потом пришли служащие отеля и мы разместились в лобби, где связь была. Выложили на Форум Стидоводов первые впечатления и фотографии.

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

31 июля, день 3: Ruokolahti - Hyrynsalmi

Выехали поздно. Как впрочем и во все последующие дни, в час чек-аута, то есть примерно в полдень.

Доверились навигатору, и он... правильно, начал "срезать". Вывел нас на финскую грунтовку. Кстати, вполне приличную. Но так как мотоциклы у нас все же дорожные, и поддерживать нормальную скорость на грунтовке сложно, да и опасно, выбрались на трассу и с этого момента навигатору стали доверять с некоторой опаской, проверяя его по бумажной карте.

В этот день или даже накануне у меня перегорела габаритная спираль в переднем поворотнике. Забил.

Перескекли какой-то водоем на пароме.

Я решил попробовать поразнашивать свой шлем, но быстро сдался и дальше всю поездку ездил в модуляре.

Пообедали "шведкой" за 9 с копейками евро на заправке "ABC". В последующие дни не раз так делали - оптимальный вариант на финской трассе.

В этот и следующий день проехать нам надо было достаточно много. За 2 дня по пол-Финляндии в день. По хорошим дорогам, в хорошую погоду начинаешь реально засыпать. Постепенно стали игнорировать скоростной режим (без фанатизма). В этом плане удобно ехать за местным жителем, который скорее всего в курсе, где можно и нельзя превышать.

Уже на подъезде к месту назначения отдались воле навигатора и прокатились по хорошим и пустым проселочным дорогам, которые перешли в грунтовку, которая в свою очередь привела нас у отелю "Gasthalla" недалеко от Хюрюнсалми. На регистрацию опоздали, но нас ждали и "волновались".

Отель или гостевой дом, как он квалифицируется "в интернетах", опять же простой и уютный. Похоже именно такие я и люблю. Стоит на холме, и первый этаж постепенно становится вторым. Местность там холмистая, и отель видимо прежде всего ориентирован на лыжников зимой. Номер нам достался с балконом, где мы без зазрения совести кипятили на горелке воду. В качестве развлечения - интернет-радио... Ну и пиво.

Пиво мы пили каждый вечер, но в весьма скромных объемах, исключительно в качестве успокоительно-восстановительного препарата. До крепкого алкоголя не добрались ни разу. Вообще в скандинавии с этим проблемы. Крепкий алкоголь стоит дорого, продается только в специальных отделах, которые есть далеко не в каждом супермаркете и работают они до 6 вечера.

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

1 августа, день 4: Hyrynsalmi - Tankavaara

В этот день мы въехали в Лапландию и пересекли полярный круг. Но самым запоминающимся было то, что на дорогах стали появляться олени. Причем часто не поодиночке, а стадами. Иногда прямо в черте города. Финские водители мигают, предупреждая об оленях, подобно нашим, когда те предупреждают о ДПС-никах. Дальше олени стали настолько частым явлением, что мы уже перестали обращать на них внимание. Просто оттормаживались, без эмоций. Погода продолжала радовать отсутствием дождей.

Из неприятных моментов - на одной заправке налил себе бензина в глаз (напор был очень сильный). 2-й раз уронил мотоцикл (первый был наверно накануне, не помню). Тупо, стоя на месте, не удержав от усталости. Без повреждений - "дуги рулят". На заправке со "шведкой" оказались слишком поздно, и полноценного обеда не получили. Поужинали какой-то дурацкой травой, типа салатами.

Как я говорил раньше, в этот день надо было проехать вторую половину Финляндии. Ближе к концу пути стало непривычно холодно. Я шел впереди и стал безбожно нарушать скоростной режим, лишь бы побыстрее доехать... А вокруг, несмотря на поздний час, был светлый полярный день.

Отель "Tankavaara Gold Village" я бы скорее назвал кемпингом. Маленькие избушки с грубой мебелью: 2-ярусной кроватью, столом и камином на площади в несколько квадратных метров. Удобства в отдельном корпусе. Но кемпинг этот весьма колоритный. Организовано там все в стиле американского городка времен дикого запада. И это не случайно: когда-то в тех местах велась добыча золота, и сейчас это основная "фишка" для привлечения туристов.

В одном домике (естественно побольше чем гостевые) находилась стойка регистрации, сувенирный магазин, бар, столовая и стационарный финский компьютер с доступом в интернет (вайфая не было, печатать приходилось транслитом с этого чуда природы). За стойкой заправлял весьма колоритный мужик в шляпе, с длинной бородой. Ну, думаю, этот меня замерзшего в беде не оставит. На мой вопрос, можно ли тут сейчас выпить что-нибудь покрепче, например, виски, он с каким-то шотландским акцентом ответил: "Yes, I have whiskey, vodka... cognac" - отличный мужик! Потом оказалось, что их двое, практически одинаковых, сменяют друг друга. Но от крепкого алкоголя я в итоге воздержался. Пока разгружались и переодевались традиционно захотелось пива...

На следующий день должны были въезжать в Норвегию.

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

2 августа, день 5: Tankavaara - Karasjok

Проснулись за 10 минут до окончания завтрака. Пива я похоже выпил накануне многовато, но достаточно быстро пришел в норму.

И... Обалденные лапландские пейзажи, олени, прохладно и солнечно. Горно-озерные края. Идеальное начало дня, самые радостные часы за всю поездку.

Проехать в этот день надо было всего ничего, но пришлось поменять масло в кардане довиля, поэтому задержались. У меня сгорел второй габарит - стало симметрично и согласно российским (да и европейским наверно тоже) требованиям к светотехнике.

Пообедали в ресторане. Суп из оленины, маринованная оленина с салатом. Вкусно, но дорого.

Подъехали к границе с Норвегией. Контроля никакого нет. Граница в том месте проходит по реке, проехав мост, оказались в стране викингов, и очень скоро добрались до кемпинга в городке Карасйок (интересно, имеет ли название отношение к одноименной рыбе?)

Погода начала портиться, пошел первый норвежский дождь.

В кемпинге поменяли евро на кроны, вызвав удивление и даже некоторое сомнение 500-евровой купюрой. Кемпинг был аналогичный предыдущему - тоже отдельные домики без удобств. Душ и туалет в отдельном корпусе... а горячая вода платная!

Так как поесть там было нечего, пошли на поиски в город. На территории какого-то туристического объекта нашли отличный ресторанчик "Gammen" внутри холма, прямо как жилище хоббита. Снаружи промозгло и ветрено, а внутри дерево, очаги посреди залов, тепло и уютно. Правда весьма дорого. Но это Норвегия. Бензин, например, там стоит около 90 рублей за литр.

Вернулись в кемпинг, посидели немного в общем вигваме, где французы (вроде бы) пили вино, а их дети пели народные песни. Потом продумывали дальнейший маршрут и брони.

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

3 августа, день 6: Karasjok - Honningsvåg - Nordkapp

Проснулись весьма поздно. Завтрака не было, перекусили суджуком с хлебом. Пошел дождь.

Выехали. Дождь то шел, то нет. Двигались в сторону фьорда. На горизонте появились горы.

Пообедали в придорожном кафе пиццей. Большой пиццей... немного переоценили свои возможности, но все-таки справились.

Похолодало до такой степени, что пришлось надеть дождевик. А до этого даже дождь не смущал. Достигнув фьорда, дальше все время ехали вдоль побережья. Надо сказать, что на севере берега фьордов не так выражены и живописны, как на юге - нет таких грандиозных обрывов. Но все равно картина впечатляет своей суровой красотой. Скалы, водопады, маленькие деревушки на берегу. Дорога извилистая, постоянно огибает скалы, сплошные закрытые повороты, уходит то вверх, то вниз. Слева скалы, справа обрывы. На открытых местах сносит ветром.

Байкеры со всего мира едут на Нордкап. Олени на дорогах, как и в Финляндии, тоже имеются.

Целая проблема вышла с фотографированием. Бывало увидишь хороший кадр, пока соображаешь, уже проехал. Останавливаешься позже, а вид уже не тот. А через пять минут опять отличное место, но останавливаться уже как-то не хочется. В общем проблему частично решает либо пассажир, либо какое-то устройство для фотографирования на ходу.

Тоннели. В норвегии очень распространенное явление. Чтобы не огибать фьорд или скалу, роют землю. Мы проезжали через несколько тоннелей. Въехав в первый я сначала растерялся: очень узкий, извилистый, света или вообще нет, или категорически мало. Хорошо что он был короткий.

Но вот мы подъехали к тоннелю Nordkapp-tunnelen длиной 6870 метров, самому протяженному на нашем пути, тоннелю, который выводил нас на "финишную кривую" к кемпингу и далее, к самой северной точке Европы - мысу Нордкап. У въезда в тоннель я устроил фотосессию стаду оленей, ну и сами конечно запечатлелись. Внутри тоннеля немного жутковато, но весело. Скорость ощущается сильнее, рев мотоцикла слышнее, и вентиляция издает неслабый гул. Довольно часты "карманы", оборудованные телефонными будками экстренной связи.

Что касается скорости, я сначала не понял, почему я еду вроде достаточно быстро, а скорость по навигатору какая-то совсем небольшая. Потом до меня дошло: навигатор в тоннеле терял связь со спутниками и показывал последнюю зафиксированную скорость, когда я тормозил перед въездом в тоннель.

Nordkapp Camping. Внешне очень похож на предыдущий, но ванная в номере и халявная горячая вода. Общая кухня с разной утварью. Правильный кемпинг. В кемпинге куча байкеров, с Нордкапа, на Нордкап. Перевалочный пункт. Штурмовой лагерь, так сказать.

Хотя (лично у меня) задора не было, на мыс решили ехать в этот же день (точнее уже ночь), не откладывая на завтра. Отдохнули немного, отвязали лишние вещи и поехали. Ехать на удивление было не особо холодно, видимо подогревало ощущение того, что через какие-то 20 с небольшим километров мы достигнем цели всей поездки.

Дорога от кемпинга уходила вверх, в горы. В горах местами лежал снег. Местность пустынная, только низкорослая блеклая трава (еще бы, середина субарктического пояса).

И вот он, Нордкап. На въезде содрали кучу денег. На самом мысе холод и дикий ветер, на котором замерзали капли воды. Мы даже шлемы сняли только ради ключевых фотографий.

Несмотря на ночное время, народу полно. Место тотально окультурено: заграждения, скульптуры, туристический комплекс с надземной и подземной частью. Погуляли по комплексу. В подземной части там даже есть христианская церковь (самая северная церковь Европы кстати), весьма вольно оформленная, и музыка там играла восточная. В общем мне она понравилась, олицетворяет второстепенное значение какой-либо религии на фоне Дао.

Поразительно, но назад ехать было приятно, хотя по визору шлема растекалась ледяная вода, взвешенная в воздухе. Остановились пофотографировать особенно красивый вид с горы. А дальше по какому-то спонтанному желанию спускались до самого кемпинга с выключенными двигателями на нейтралке. Интересные ощущения.

Ну вот и все, "мы сделали это". Дальше пиво с рыбой. На кухне пообщался со случайно обнаруженными украинцами, которые делали торт для завтрашнего празднования дня рождения.

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

4 августа, день 7: Honningsvåg - Sørkjosen

Утро. Дождь. Ветер. Холод. Возвращались по той же дороге, потом ушли на Альту.

Весь день объезжали фьорды. Влажно, холодно и ветрено. Дождливая погода регулярно и часто сменялась солнечной, видимо за счет ветра. Дороги опасные - серпантины, плюс погодные условия. Красиво, но ехать утомительно. В горах поднимались прямо к низко висящим облакам. Несмотря на то что горы невысокие, снежники в них держатся все лето.

Добрались до города Сёрхьюсен, где у нас был забронирован отель. В супермаркете не удалось купить даже пива, в Норвегии с этим еще строже чем в Финляндии. На заправке видели Девушку на Х-Д (то ли Фэт Бой, то ли Херитаж, может вообще Роуд Кинг - не разглядел как-то). Мы в полной амуниции, в дождевиках, она в куртке чуть ли не нараспашку, крепкая, с обветренным лицом... вот она "True Norvegian Bikeress"!

Заселились Reisafjord Hotel - отель в классическом понимании этого слова, "звездный", с видом на фьорд. Пиво у них было.

Жить в северной Норвегии - это не сахар. Если бы с погодой чуть больше повезло... В общем решили сбежать в Финляндию и Швецию. Вечером бронировали следующие ночевки.

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

5 августа, день 8: Sørkjosen - Kaaresuvanto

С утра погода неплохая. Холодновато, но дождя нет, и утеплившись ехать было вполне комфортно.

В этот день были самые замечательные виды на горы, скалистые со снежниками на пиках. Одна была очень похожа на Карадрас из "Властелина колец". Сначала ехали вдоль фьорда, потом ушли от побережья вглубь.

Погода испортилась. Начался дождь без конца и края. А так хотелось верить, что, уехав с севера, вернемся в лето.

Горы кончились. Пересекли границу с Финляндией. Дождь. Начало все промокать. Удалось сделать короткую остановку в полосе без дождя, тут же атаковали добротные такие комары. И снова дождь.

Наконец добрались до отеля "Davvi Arctic Lodge". Как мне кажется, воплощение финского отеля, комфортный, но в простом деревенском стиле. Круглое здание основного корпуса с номерами и отдельные коттеджи. Особое восхищение вызвало уютное лобби с камином. В тепле номера пытались просушить все что промокло.

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

6 августа, день 9: Kaaresuvanto - Pello

К утру дождь кончился. Удалось спокойно привязать багаж. Выехали и через несколько минут пересекли реку - границу со Швецией. И почти до самого конца пути этого дня ехали на юг вдоль реки по шведской стороне.

С погодой в этот день повезло. Светило солнце, под конец стало жарко. Дорога местами не очень. На финской стороне скорее всего получше. Места малонаселенные... Окультуренная Карелия.

Наш кемпинг "Holiday Cottages" находился на финской стороне, поэтому снова пересекли реку-границу. Кемпинг простой и приятный, ухоженный. Близко от трассы, но ее не видно и не слышно. Домик на четверых, с сауной.

Пошел прогуляться и буквально в 300-500 метрах от кемпинга нашел живописное озеро с высокими отвесными скальными берегами - скорее всего заброшенный карьер.

Ночи стали темнее.

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

7 августа, день 10: Pello - Oulu

Утром была отличная погода. Постепенно становилось все жарче. Пересекли полярный круг, затарившись там сувенирами. Выехали из Лапландии. Путь наш лежал на юг, к заливу.

По мере приближения к заливу погода начала портиться. Пошел дождь и усиливался до конца пути. Опять многие вещи промокли.

В этот день мы ночевали в отеле "Holiday Inn" в Оулу. Хороший 4-звездочный отель, самым ценным в котором была крытая стоянка, так как дождь не собирался прекращаться. Ужинали в ресторане отеля.

Интернет-прогнозы обещали на завтрашний день дождь. И в точке отбытия, и в точке прибытия. Морально готовились к грядущим веселым 350 км. Благо отель с крытой парковкой позволял собраться в сухости.

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

8 августа, день 11: Oulu - JyvÄskylÄ

Прогнозы не обманули - выехали и ехали весь день под дождем при температуре +9.

350 км, с одной остановкой на заправке "ABC" - на еду и согрев.

Отель "Cumulus" в Йювяскюля - примерно такой же как предыдущий, может чуть попроще.

С супермаркетом вышел облом, поэтому пиво пили в ирландском баре при отеле.

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

9 августа, день 12: JyvÄskylÄ - Lappeenranta

В этот день погода наконец смилостивилась. Без дождя не обошлось, но это не идет в сравнение с предыдущими испытаниями водой.

Про дорогу сказать особо нечего. Ехали себе ехали и приехали в Лаппеэнранту, в отель "Sokos".

В Лаппеэнранте уже практически не понятно, в какой стране находишься, то ли в Финляндии, то ли в России. "Город Лаппеэнранта Ленинградской области", как бы сказали питерцы. Особенно ярко это выражено в отеле.

В перерыве между дождями прогулялись по городу. Приятный город, узкие улочки, спуском к набережной озера напоминает морской курортный городок. Прошлись по набережной, посетили крепость, основанную Суворовым.

А в отеле нас ждала сауна с бассейном. Точнее это мы туда еле упели. В сауне были одни русские.

Так закончился наш последний полный день в Финляндии.

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

10 августа, день 13: Lappeenranta - Питер

Лаппеэнранта находится практически у границы с Россией. Так что не успели мы оглянуться, как оказались в магазине "Осетр". Как будто и не было этих двух недель... А рыбный суп был уже совсем не такой вкусный.

Границу пересекли снова без проблем, никаких гипотетических штрафов нам не предъявили.

Как только выехали на российскую трассу, почувствовали контраст между "у них" и "у нас". Больше машин, больше скорости, меньше культуры.

Ночевали в Питере, у подруги Андрея - Татьяны.

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

11 августа, день 14: Питер - Москва

Из Питера выехали достаточно бодро. Дорога хорошая, дождя нет, не жарко и не холодно. Держали скорость в районе 130-140 км/ч. В Валдай на обед заезжать не стали из экономии времени - пообедали в придорожном кафе.

А вот дальше начались проблемы. Вечная пробка в Вышнем Волочке из-за ремонта дороги разрослась на многие километры. Обочина-встречка-междурядье - взмокли основательно изнутри... А потом и снаружи: ближе к Твери начался серьезный ливень. Ливень закончился, какое-то время ехали опять быстро, пока не встряли в пробку в Солнечногорске, а потом в Химках - это уже почти в темноте и опять под дождем.

И вот наконец МКАД, где мы и распрощались. А мне предстояло проехать еще изрядное расстояние в область, на дачу, по Егорьевскому шоссе - с противоположной стороны Москвы. Хорошо что пробка кончилась перед МКАДом, и я даже под дождем и в темноте умудрялся ехать достаточно быстро. Доехал я туда уже на полном автопилоте, грела только мысль о встрече с родственниками, пиве и бане...

ВСЁ!

Перейти к фотографиям этого дня в альбоме

P.S.

Эту поездку с трудом можно назвать отдыхом, в моем понимании. Это был несомненно опыт, своеобразная работа над собой. Это "галочка", что посетил самую северную точку Европы. Но "наслаждения от созерцания" не получилось. Впечатления от поездки - дорога и пиво в отелях. В голове полный бардак, как будто снился сумбурный сон. Остановки были на заправках и (иногда, не всегда) пообедать. Ну и микроостановки для фотографирования. При таком режиме не успеваешь осознать то что видишь. Если бы я не записывал основные события, я бы многого просто не вспомнил. Для человека в принципе не естественно передвигаться на больших скоростях. Ну а если это неизбежно, то нужно чередовать "динамику со статикой".

И не то чтобы мы покрывали какие-то безумные расстояния, средний ежедневный пробег был около 300 км. Но выезжали поздно и как результат приезжали если не ночью, то под вечер. Можно было наверно вставать в 5 утра и приезжать так, чтобы оставалось время на что-то. Или проезжать в два раза большие расстояния, и за счет этого выделять свободные от дороги дни. В начале пути по Финляндии у нас было 2 перегона побольше, и дались они нормально. Но это было при хорошей погоде, а потом, когда стало холодно и дождливо... лично мне в такой ситуации 300 км - это вполне достаточно.

Еще нужно отметить, что места, которые мы посетили, не самые живописные. Но это продиктовано тем, что целью поездки был именно Нордкап. Сомнений нет, нужно обязательно посетить южную Норвегию, и сделать это с умом.

Записано: август-сентябрь, 2012.